Эссе № 13. К вопросу о том, как могут писаться сценарии фильмов (киносценарии) на историческую тематику (мнение сценариста)

(информацию о сценаристе смотри ЗДЕСЬ)       


      Как сценарист попытаюсь изложить своё видение того, как могут писаться сценарии фильмов (киносценарии) на историческую тематику. Поводом взяться за данное эссе послужило критическое высказывание одного из читателей моего киносценария «Аджимушкай. Подземный гарнизон».


Данный читатель (далее буду называть его критиком) сообщил мне в электронном письме, что указанный выше сценарий написан неправильно, что киносценарии на историческую тематику должны писаться так, как написаны сценарии фильмов «Титаник» и «Перл-Харбор», где сюжет начинает разворачиваться не непосредственно с описания исторического события, а как бы издалека, приближаясь к историческому событию постепенно.


Приведу одну выдержку из письма критика:

«Возьмём пример – «Титаник». С чего бы начался Ваш сценарий? С того как в «Титаник» вкрутили последний болт или с его отхода от причала? У Дж. Кэмерона история начинается (в наши дни) с одержимого идеей охотника за сокровищами (Билл Пэкстон) и его команды, которые находят рисунок... Затем история переходит к увлечённой старушке Роуз, которая случайно узнает эту новость. Персонажи встречаются, и Роуз рассказывает о себе молодой... И вот уже тогда, как фон, мы видим «Титаник» у причала, поскольку именно на нем Розу увозят в "собственность"... А как Джек попадает на судно? Благодаря тому, что он ловкий плут и искатель приключений... Заметьте, история идет о людях и их проблемах,  а не о событиях или корабельной посудине. Сюжет переходит с одного персонажа на другой, а события служат испытаниями для этих персонажей. Испытания обнажают, заостряют проблемы людей, подчеркивают их достоинства и низменные качества. Все ударные моменты и поворотные пункты развивают сюжетные линии именно героев, а не наоборот».


Позиция критика ясна. И я с ней готов согласиться, но лишь отчасти.


Спору нет, голливудские «Титаник» и «Перл-Харбор» фильмы классные! Помимо описания исторических событий в них есть ещё и ошеломляющие любовные истории, делающие сюжеты фильмов более увлекательными. В данных случаях киносценаристы избрали форму подачи материала от героя к историческому событию. Конечно, это интересная форма. С ней получается глубже показать характер человека, его переживания и чаяния.


Но при создании киносценариев на исторические темы используется и другая форма подачи материала (именно её я и применил в своей работе): от исторического события к герою. Такую форму подачи материала применяют в том числе и киносценаристы голливудских фильмов. Приведу пример подобного фильма (тоже, кстати, классного) - "К-19". Этот фильм как раз и начинается с того, что только-только построенная подводная лодка сходит со стапелей судостроительного завода, начинаются её морские испытания, потом следует её дальний поход и т.д. В ходе этих событий показываются герои, которые, решая возникающие с лодкой проблемы, проявляют черты своего характера. Любовных историй, как в "Титанике" там нет - но фильм всё равно интересный. Изложение материала в "К-19" идёт примерно по той же схеме, что и в моём сценарии. И характер героев в "К-19" показан не глубже, чем в моём сценарии.


Сказать однозначно какая из двух указанных выше форм подачи материала лучше - нельзя. Тут уж дело вкуса и целей киносценариста.


Если он решил в своей работе показать страстную любовную историю, приключившуюся на фоне исторических событий, тогда лучше использовать первую из названных форм.


Если же он, решил донести до сознания читателя (зрителя) прежде всего само историческое событие (а почему бы нет - люди должны знать историю и героическое прошлое своей страны), заставить читателя (зрителя) задуматься в первую очередь не о герое фильма, а именно об описываемом историческом событии - удобней применить вторую из названных форм (что я и сделал, работая над «Аджимушкаем...»).


Кроме того, надо учитывать, что не в каждое художественное описание исторического события (сценарий фильма на историческую тематику) можно втиснуть масштабную романтическую историю, типа той, которая была в "Титанике" или "Перл-Харборе". Например, в "К-19" экипаж подводной лодки состоял сплошь из одних мужчин - какая там могла быть романтическая история? Ужасы обороны каменоломен Аджимушкая тоже не располагают к описанию каких-то трогательных любовных и тому подобных историй.


«Аджимушкай. Подземный гарнизон» - это не сценарий биографического фильма об Ягунове, Бурмине, Парахине, а исторический фильм об обороне Аджимушкайских каменоломен в годы Великой Отечественной войны. В таких фильмах делается упор не на показе характеров героев на фоне исторических событий, а как раз, наоборот, на показе исторических событий на фоне характеров, участвующих в этих событиях героев (для примера сошлюсь на классику отечественного кинематографа: фильмы "Битва за Москву", "Битва за Берлин" – в них тоже характеры героев показаны не глубже, чем в моём сценарии).


Если, допустим, кто-то решит написать сценарий художественного фильма о Куликовской битве (именно о ней, а не о русском монахе-богатыре Пересвете), то ему, конечно, надо будет какими-то штрихами показать характер Пересвета, сообщить какие-то факты из его биографии, но совершенно необязательно это делать очень глубоко и подробно, так как в противном случае это навредит раскрытию темы Куликовской битвы.


Можно пойти другим путём – создать сценарий фильма именно о Пересвете. Тогда развитие сюжета, действительно, будет полезным начать издалека (например, с детства Пересвета, примеров из его жизни, в ходе которых выковывался его характер), а закончить Куликовской битвой, в ходе которой он проявит характер русского патриота в высшей степени. Правда, в этом случае подробно Куликовскую битву в фильме описать не удастся, так как Пересвет погиб в самом её начале (в связи с чем саму битву придётся показывать схематично и сжато, буквально в течение 1-2 минут, чтобы зрителю лишь стало понятно - воодушеваленные героическим подвигом Пересвета русские воины одержали в ней победу и разбили ненавистных моноголо-татар).    


Подытоживая, ещё раз хочу подчеркнуть, что вовсе необязательно сценарии исторических фильмов подгонять под шаблоны сценариев «Титаника» и «Перл-Харбора», вознося их в обязательный для подражания эталон.

Нет комментариев
Добавить комментарий