Эссе № 19. Сценарист и киносценарии исторической тематики

(информацию о сценаристе смотри ЗДЕСЬ)       


      Сценарист, пишущий киносценарии исторической тематики, всегда придерживается каких-то основополагающих творческих принципов. От выбора сценаристом этих принципов зависит (во многом) насколько созданные им киносценарии будут хороши. Я как сценарист тоже пишу киносценарии на указанную выше тематику и тоже имею свою систему принципов, которой придерживаюсь и о которой хочу рассказать.


Итак, что же это за принципы?


Во-первых, принцип исторической достоверности. Масштабные исторические события, о которых пойдёт речь в сценарии, должны быть реальными, а не выдуманными. Будет прекрасным, если реальными окажутся упоминаемые в сценарии и более мелкие события. Если последнее в силу каких-либо причин невыполнимо, то мелкие события необходимо изображать (применяя художественный вымысел) в сценарии так, чтобы ни у кого (даже у профессиональных историков) не возникало сомнений в их гипотетической возможности. Приведу пример обратного (уж больно часто этот принцип игнорируют другие сценаристы). По сюжету художественного сериала «Штрафбат» (о событиях Великой Отечественной войны) вместе с бойцами-штрафниками воюет священник. Так вот, это не просто выдумка, а глупая выдумка (хотя и сделанная именитым сценаристом), ибо в те годы подобного не могло быть ни при каких обстоятельствах.


Во-вторых, принцип правдоподобности (кстати, этот принцип универсален, то есть актуален для сценариев фильмов любой тематики, даже с некоторыми оговорками для фантастики, фэнтези и комедий). Действия сценарных персонажей, обуславливающие эти действия обстоятельства, порождаемые этими действиями последствия должны быть правдоподобными. Ни у кого не должно возникать сомнений в том, что сценарные персонажи действительно могли действовать именно так, как это описано в сценарии. Ни у кого не должно возникать сомнений в том, что названные выше обстоятельства, последствия могли быть и в реальной жизни. В противном случае у читателя (в перспективе зрителя) не будет доверия к сюжету, появится скептическое отношение к нему. А это, свою очередь, грозит исчезновением читательского (зрительского) интереса .


В-третьих, принцип духовной (психологической) достоверности. Мыслить и принимать решения сценарные персонажи должны, исходя из моральных (духовных) ценностей и предпочтений не сегодняшнего дня, а того времени, о котором повествует сюжет сценария.


В-четвёртых, принцип аполитичности (не путать с непатриотичностью) и объективности. Не надо при написании сценария, руководствоваться личными политическими (или даже партийными) убеждениями. Не надо, отталкиваясь от этих убеждений, одних персонажей красить чёрной краской, а других белой - ничего путного не выйдет. Нужно попытаться понять персонажей (их логику, побудительные мотивы, цели) и показать их объективно, то есть через их поступки, а читатель (в перспективе зритель) уже сам определит кто из них действительно герой, а кто негодяй.

Нет комментариев
Добавить комментарий