Эссе № 35. Киносценарии и их названия

(информацию о сценаристе смотри ЗДЕСЬ)                         (авторские сценарии смотри ЗДЕСЬ)


        В киносценарии сценаристу очень важно не ошибиться в его названии. От удачно найденного названия киносценария в дальнейшем будет зависеть успех проката фильма (конечно, если у фильма будет тоже название, что и у киносценария). Однако эту элементарную истину понимают почему-то не все сценаристы (о чём я сужу по тому, что многие киносценарии, которыми наводнён Интернет, имеют совершенно безвкусные названия). Сейчас решается вопрос об экранизации моего киносценария «Аджимушкай. Подземный гарнизон». Люди, с которыми я контактирую по указанному вопросу, предложили мне свой вариант названия киносценария: «Бессмертный гарнизон Аджимушкая», мотивируя это тем, что словосочетание «Бессмертный гарнизон» будет показывать сходство Аджимушкая с Брестской крепостью. Я не соглашаюсь и полемизирую с ними по данному поводу, выдвигая следующие аргументы в пользу своего названия. Возможно, эти аргументы будут интересны моим читателям (ниже привожу выдержку из электронной переписки).


«Начну с предлагаемого Вами названия фильма («Бессмертный гарнизон Аджимушкая»). Оно, на мой взгляд, не подходит по следующим причинам.


Во-первых, это лозунговое название (такие нередко давали фильмам в советские времена, но никогда не дают в наше время). В лозунговом названии зрителя как бы заставляют, еще не посмотрев фильм, согласиться с тем, что провозглашается в названии (предлагаемое Вами название, заставляет зрителя уже заранее согласиться с тем, что гарнизон Аджимушкая бессмертен). Подобные названия характерны для авторитарных, но не для демократических обществ, в которых зрителю предоставляется возможность самому дать оценку увиденному на экране. В современном кинематографе фильмам дают нейтральные (ненавязчивые) названия (как раз таким и является название «Аджимушкай. Подземный гарнизон»). Предлагаемое же Вами название у многих зрителей (особенно за рубежом) вызовет чувство неприятия (отторжения), что плохо скажется на судьбе фильма. Поэтому будет лучше, если зритель посмотрит фильм и без всякого давления сам решит, действительно ли можно считать гарнизон Аджимушкая бессмертным или нет.


Во-вторых, каноны современной кинодраматургии рекомендуют делать название фильма «говорящим». «Говорящее» название вызывает интерес у зрителя и побуждает его купить билет на киносеанс. Приведу примеры: «Сталинград», «Брестская крепость», «Штрафбат», «Битва за Севастополь» (кстати, все эти названия нейтральные, а не лозунговые) и т.д. На основании собственных опросов я пришел к выводу, что об Аджимушкае знает (как это ни грустно) не более 5% населения России (про заграницу, вообще, молчу). Я задавал очень многим людям вопрос, слышали ли они что-нибудь об Аджимушкае – за редкими исключениями ответы были отрицательными (в этом плане Брестская крепость, гораздо более известна нашим согражданам, нежели Аджимушкай). То есть слово Аджимушкай в названии будет делать его «говорящим» всего лишь на 5 % - этого явно недостаточно для успешного проката фильма. А вот словосочетание «Подземный гарнизон» в названии делает его говорящим, как минимум, на 95 % (причем и для иностранного зрителя). Упоминание о подземном гарнизоне в названии само по себе вызовет у зрителей интерес и любопытство к фильму, так как подземных гарнизонов, вообще-то, не бывает (Аджимушкай - единственное исключение за всю историю человечества).


В-третьих, совершено излишне подтягивать к фильму славу Брестской крепости. Подвиг Аджимушкая не менее и даже, пожалуй, более величественен подвига Брестской крепости (в Брестской крепости большая часть защитников добровольно сдалась врагу, а в каменоломнях Аджимушкая нет; оборона каменоломен Аджимушкая была несравнимо длительней обороны Брестской крепости).


В-четвертых, «Аджимушкай. Подземный гарнизон» - это фактически брендовое название исторического события, именуемого историками, как оборона Аджимушкайских каменоломен в Великой Отечественной войне. Данное название звучит красиво и понятно. При этом оно успешно прошло испытание десятилетиями».

Нет комментариев
Добавить комментарий