Эссе № 19. Отзыв-рецензия сценариста Тензина Р.Ю. на фильм "Матильда"

   

Цесаревич Николай Александрович и балерина Матильда Кшесинская - сцена из фильма,

которой никогда не было в действительности


(информацию о сценаристе Тензине Р.Ю. смотри , а список его работ - )


      Посетил в кинотеатре сеанс художественного кинофильма «Матильда». Зрителей в зале было довольно много (видимо, поднятая вокруг это фильма шумиха сделала ему неплохую рекламу). Костюмы, декорации, интерьеры, старинная техника в фильме, спору нет, красивые. Сюжет не затянут, скучным его не назовёшь (хотя и особо захватывающим тоже). Это, пожалуй, всё, что можно сказать о фильме положительного.

 

Теперь об отрицательных его сторонах.

 

Назвать фильм "Матильда" историческим можно лишь с огромной натяжкой. Я так понимаю, его создателей (в том числе сценариста) совершенно не заботила историческая достоверность сюжета. В фильме упоминаются реальные исторические личности (императоры Александр III и Николай II, императрица Александра Фёдоровна, балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская и ряд других), отдельные исторические события (крушение императорского поезда, смерть Александра III, коронация Николая II, давка на Ходынском поле). Но в деталях абсолютно всё показано неточно.

 

Так, наприммер, крушение императорского поезда в 1888 году действительно было, но не из-за того, что какой-то крестьянин перегородил железнодорожный путь телегой, а, по одной версии, из-за превышения предельно допустимой скорости поезда на опасном участке дороги, по другой, из-за плохого технического состояния дороги (гнилых шпал).


По сюжету картины Александра Фёдоровна - девушка, которая не блещет красотой (и это в фильме порождает внутренний конфликт  Николая - сердце тянет его к красивой любовнице, а разум к некрасивой невесте). Выше уже продемонстрировано, как выглядела в фильме Матильда Кшесинская. А теперь взгляните на пару кадров из фильма,  в которых показана Александра Фёдоровна...




На самом деле в молодости внешне она была весьма привлекательной (можно сказать, красавицей). Причем в красоте она Матильде Кшесинской не уступала. Чтобы не быть голословным привожу фотографии и той и другой. Сравните (особое внимание обратите на взгляд первой и второй)... 


Вот Александра Фёдоровна (с Николаем II и без него)...








А вот Матильда Кшесинская (естественно, без Николая)...






Перечень отдельных деталий, несоответствующих реальной истории, можно было бы продолжить (он получился бы длинным). Но есть в фильме и куда более серьёзные исторические неточности. Самая главная из них заключается в следующем.    

 

Любовной истории между наследником престола Николаем и балериной Матильдой Кшесинской в том виде, в каком она показана в фильме, не было. Между ними имела место любовная интрижка, но без большой любви. Большую любовь Николай испытывал только к Александре Федоровне. На это, в частности, указывает тот факт, что отец Николая Александр III изначально был против женитьбы своего наследника на германской принцессе Виктории Алисе Елене Луизе Беатрисе Гессен-Дармштадтской (будущей императрицы Александры Федоровны). Но эта принцесса так сильно увлекла воображение Николая, что он всё-таки уговорил отца дать согласие на их брак. То есть у Николая и мысли не возникало уклоняться от брака с Александрой Федоровной (буду ее для удобства называть так), он жаждал его. Поэтому никакого соперничества между Александрой Федоровной и Матильдой Кшесинской (чуть не дошедшего в фильме до убийства последней) не было и в помине.

 

Кстати, официально поженились Николай и Александра Федоровна за два года до своей коронации. За год до коронации у них родилась старшая дочь – Ольга. То есть на день коронации Николай был уже добропорядочным семьянином, любящим мужем и отцом. И, понятное дело, увидев Матильду Кшесинскую на церемонии коронации, потерять сознание он никак не мог. Кстати, за всю совместную жизнь с Александрой Фёдоровной  Николай не допустил ни одной супружеской измены (с Матильдой Кшесинской он встречался в 1890-1894 годы – строго до приезда в Россию своей невесты и будущей жены).  

 

Кто-то может возразить мне: «Ну и что с того? Подумаешь! Главное, чтобы смотреть интересно было!».

 

С такой точкой зрения не соглашусь. Те, кто преследует цель лишь развлечь зрителей, пусть лучше занимаются мелодрамами, а в историю не лезут. Исторический фильм выполняет не только развлекательные функции, но также функции познавательные и воспитательные. Исторические фильмы (если они, конечно, правдивые) помогают народу, об истории которого они рассказывают, укрепить своё самосознание, свой национальный дух, извлечь уроки из прошлого, сформировать уважение к себе народов других стран. Поэтому при художественной обработке исторического материала следует быть предельно осторожным.

 

Я убеждён, что совершенно недопустимо ради того, чтобы развлечь зрителя, выдумывать какой-либо исторически лживый сюжет, согласно которому император  Александр II - сатанист, император Павел I – каннибал, а маршал Жуков - параноик. Я не исключаю, что у кого-то из зрителей такой оскорбляющий историческую память российского народа сюжет вызовет интерес, но подобный фильм будет неизбежно дезориентировать их и крайне негативно влиять как на их души, так и на их общественные воззрения.

 

Увы, этой простой истины создатели фильма «Матильда», похоже, не поняли. А жаль…  

Нет комментариев
Добавить комментарий