Лагерь смерти Собибор
(кадр из фильма "Собибор")
(информацию о сценаристе Тензине Р.Ю. смотри , а список его работ - )
К сожалению, в наши дни в России редко снимают удачные исторические художественные фильмы. Картина «Собибор» - приятное исключение. Данному фильму на самом деле можно дать высокую оценку – серьёзных замечаний к нему нет.
Хотя, поработав над сценарием поусердней, можно было бы сделать фильм ещё более ярким и выразительным.
Так, фильм смотрелся бы увлекательней, если бы в нём было ясно показано из кого состояли рядовые охранники лагеря смерти Собибор. А состояли они из бывших пленных красноармейцев украинской национальности, добровольно поступивших на службу к нацистам (предатели в фильме никого не оставили бы равнодушным, активное введение их в сюжет подлило бы масла в огонь зрительского интереса).
Не помешало бы показать в фильме, как эсэсовцы общались с гражданским персоналом лагерной администрации (он в основном был представлен немецкими женщинами). Как следует из документальных источников, в таком общении эсэсовцы демонстрировали тактичность и вежливость, устраивали пикники, шутливые конкурсы и тому подобные мероприятия. Кровожадность и звериную злобу они открыто проявляли лишь в отношении заключенных (евреев), поскольку не считали их за людей. Контраст культурного и жестокого поведения эсэсовцев оказал бы на зрителей дополнительное эмоциональное воздействие.
Было бы неплохо, если бы в фильме фигурировал какой-нибудь относительно добрый эсэсовец, которому творимые в концлагере злодеяния приходились бы не по душе, но в силу немецкой дисциплинированности он, «скрепя сердцем», всё равно участвовал бы в них, лишь иногда принимая робкие попытки к их смягчению. Это добавило бы фильму драматичности, которой никогда не бывает слишком много, позволило бы (в целях объективности) не показывать немцев исключительно в чёрном цвете.
В фильме есть кадры, по которым видно, что некоторые узники отказались присоединяться к побегу (что соответствует действительности). Видимо, своей абсолютной покорностью они надеялись заслужить пощаду эсэсовцев. Однако эти надежды не оправдались – практически сразу все оставшиеся в лагере узники были безжалостно уничтожены. Если бы сцена данной расправы была включена в фильм переживания зрителей стали бы на порядок сильней.
Жаль, что зрители этого не увидели. Но не беда – фильм всё равно получился хорошим. А что до указанных выше критических рассуждений, то, как говорится, совершенству нет предела. Возможно, в следующем российском историческом фильме поводов для подобной критики уже не будет.