Отзыв-рецензия сценариста Тензина Р.Ю. на художественный фильм (телесериала) "Бомба"

Кадр из фильма (телесериала) "Бомба"


(информацию о сценаристе Тензине Р.Ю. смотри , а список его работ - )


     В ноябре 2020 телеканал «Россия» продемонстрировал сериал «Бомба». Интернет сразу наполнился отзывами на данный фильм. Я, после просмотра телесериала, решил тоже не остаться в долгу и дать ему небольшую рецензию.


Затронутая авторами фильма тема, безусловно, заслуживает кинематографического внимания, поскольку она касается той страницы истории России, которой она может гордиться (а история Советского Союза это и есть история России, поскольку последняя является его официальным правопреемником).


Но это же обстоятельство возлагало на авторов фильма большую моральную ответственность. Если уж они взялись за создание фильма по столь серьёзной теме – то должны были с данной задачей справиться на отлично.


К сожалению, на отлично справиться им не удалось. Получилась троечка. Почему? Сейчас объясню…


В имеющихся критических отзывах на сериал «Бомба» отмечается, что в фильме мало реальных персонажей. Их там действительно немного – всего лишь пять (Л.П. Берия, Б.Л. Ванников, Ю.Б. Харитон, И.В. Курчатов, Н. Бор). Но это как раз совершенно нормально. Перед художественным фильмом нельзя ставить задачу увековечивания имён и фамилий как можно большего количества реальных людей. Для этого существуют научные, публицистические, справочные книги. Если же художественный фильм переполнять персонажами, представляющих реальных людей, то это неизбежно самым отрицательным образом скажется на его сюжетной линии. Таков уж закон кинодраматургии… А против закона, как говорится, не попрёшь.


В критических отзывах на сериал «Бомба» также часто отмечается, что в сюжет фильма зря вписали историю любовного треугольника трёх вымышленных героев (Кирилла Муромцева, его жены Анны Галеева и её бывшего жениха Михаила Рубина). Но на самом деле это тоже не недостаток, а, напротив, достоинство фильма. Без этой любовной линии сюжет сериала был бы суховат и даже скучен для зрителя. Хорошая любовная интрига – фильму всегда пойдёт на пользу. Применение такого приёма – обычная практика в мировом кинематографе. Например, в том же американском «Титанике» авторы фильма не ограничились лишь описанием катастрофы, постигшей данное судно, а искусно вплели в сюжет любовную линию (тоже, кстати, имеющей вид любовного треугольника).


В критических отзывах на сериал «Бомба» часто пишут, что его герои обсуждают темы ядерной физики по-дилетантски и вообще допускают в ходе данных обсуждений абсолютно ненаучные высказывания. Да, это действительно так. Сценаристам, работая над сценарием сериала, следовало бы обстоятельно пообщаться со специалистами-ядерщиками и после консультаций с ними прописать соответствующие реплики героев более грамотно (благо фильм снят при содействии Росатома, уж он то мог познакомить сценаристов с такими специалистами). То что сценаристы этого не сделали – конечно, плохо, но не ужасно. Подавляющее большинство зрителей всё равно в ядерной физике не разбирается и указанного выше дилетантизма в репликах героев, конечно же, не заметило.


В чём же тогда недостаток сериала «Бомба»? А вот в чём…


В российских телесериалах о советском прошлом России (особенно, когда прошлое относятся к периоду правления И.В. Сталина) всегда упоминаются политические репрессии, злобные сотрудники НКВД и т.д. Эта кинематографическая практика, честно сказать, уже набила оскомину. Она кочует на протяжении последних десятилетий, почти не изменяясь, из сериала в сериал.


Вот и в сериале «Бомба» есть бывший политзаключённый Михаил Рубин (что-то я не слышал, чтобы в атомном проекте принимала участие хотя бы одна жертва политических репрессий), фигурируют заключённые ГУЛАГа (по сюжету фильма они выполняют какие-то хозяйственные работы в сверхсекретном ядерном центре(!!!) – чушь, их бы за версту к такому центру не подпустили!!!), показывается вконец оскотинившийся и сексуально озабоченный начальник исправительно-трудового лагеря (ну, если даже, допустим, начальник ИТЛ на самом деле был, почему он должен обязательно домогаться до заключённых женщин?; он что не мог быть честным и порядочным человеком?; или, если он служит в пенитенциарной системе, то, значит, априори является негодяем?). Нужно ли было приводить это в фильме? Ведь фильм не о карательной политике Советского Союза, а о создании его ядерного щита. Уверен, что не нужно!


Вообще, такой высосанный из пальца и включённый в сюжет негатив называется чернухой! А чернуха способна испортить впечатление о любом фильме. И автором сериала «Бомба» этого сделать удалось! Упомянутой выше чернухой они искусственным образом создали в фильме гнетущую атмосферу, из-за которой я (и думаю, что не только я) еле-еле досмотрел его до конца.    

             

24.11.2009 телеканал «Россия» начинает показ сериала «Грозный» (о русском царе ХVI века Иване Грозном). Очень, надеюсь, что хотя бы в этом фильме обойдется без ГУЛАГа и энквэдэшников, падких на отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы бедных и несчастных женщин.        

 

 

Комментарии
Добавить комментарий
Виталий
Виталий
Правильно написано. В каждом таком фильме обязательное упоминание о кровавой гэбне. Достали уже! Смотреть противно! Что-то никто из реальных участников атомного проекта, которых на фоне титров показывали в конце каждой серии ни разу о злодеяниях НКВД не обмолвился. Они вообще эти злодеяния на самом деле были? Или эта такая же выдумка как Рубин, Муромцев и прочая компания вымышленных героев фильма?
комментировать