Кадр из фильма "Холоп"
(информацию о сценаристе Тензине Р.Ю. смотри , а список его работ - )
В конце 2019 и начале 2020 года с большим успехом прошёл прокат кинокомедии «Холоп» (премьера состоялась 26 декабря 2019 года). Данный фильм стал самым кассовым в истории российского кинематографа. При производственном и рекламном бюджете в 320 млн. руб. кассовые сборы от его проката составили 3 071 388 818 руб. в России, 109 647 550 руб. в СНГ (кроме России), 2 млн. долларов США за пределами СНГ.
В этой связи Интернет запестрел отзывами о «Холопе», носящими в большинстве своём восторженный характер. Некоторые рецензенты даже ставили «Холоп» в один уровень с комедийной классикой Леонида Гайдая. Я, посмотрев «Холоп» в новогодние каникулы, тоже решил не остаться в стороне и написать на него свой краткий отзыв-рецензию.
У «Холопа», действительно, есть ряд достоинств (интересная идея, интригующее название, отличные актёры, интерьеры, костюмы, реквизит). Однако на них я подробно останавливаться не буду, поскольку об этом и без меня уже написано очень много. В своей рецензии я уделю больше внимания недостаткам фильма.
Хотя, впрочем, недостаток у «Холопа» только один, но фундаментальный.
Согласно закону комедийного жанра, комедия должна быть смешной от начала до конца (такими, например, являются лучшие фильмы Леонида Гайдая: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и т.д.). Исключения могут составлять фильмы, созданные в комедийном поджанре – романтической комедии (в ней допускаются грустные мотивы). «Холопа» романтической комедией назвать язык не поворачивается. Он и презентовался как обычная комедия. Однако в нарушение названного выше основополагающего канона комедийного жанра «Холоп» смешным от начала до конца не получился. Начало фильма, вообще, имеет мрачный характер: мажор Гриша грубо и вульгарно ведёт себя по отношению к малознакомой ему девушке, совершает насилие в отношении находящегося при исполнении служебных обязанностей сотрудника полиции (то есть совершает преступление, представляющее собой повышенную общественную опасность). В дальнейшем ситуаций, вызывающих неудержимый смех, в фильме, откровенно говоря, также не появляется. Да, отдельные сцены порождают лёгкую улыбку, но не более того. По крайне мере я во время просмотра фильма смеха зрителей в кинозале не наблюдал. Так что очень смешным «Холоп» назвать при всём желании нельзя. Ну, а не очень смешная комедия, выдающейся быть не может.
Отсюда возникает вопрос. Почему с художественной точки зрения заурядная комедия оказалась коммерчески столь успешной?
Причин тому несколько…
Во-первых, «Холоп» был предъявлен зрителям в самое коммерчески выгодное время – в новогодние праздники. В эти дни у людей много свободного времени, им хочется отдохнуть и посмотреть какой-нибудь лёгкий и весёлый фильм.
Во-вторых, в вышеуказанные праздники, а именно на них пришёлся пик кассовых сборов, у «Холопа» в кинотеатрах России отсутствовала сильная конкуренция. Да, помимо «Холопа», в эти дни кинотеатры «крутили» российскую комедию «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел 2». Однако прокат «Полицейского с Рублёвки…» в январе был уже на излёте, так как стартовал он 12 декабря 2019 года, то есть на две недели раньше начала проката «Холопа». К наступлению новогодних праздников «Полицейского с Рублёвки…» значительная часть зрителей уже посмотрела. При этом кинотеатры в новогодние праздники сделали упор именно на «Холопа» - ему было предоставлено существенно большее количество сеансов.
В-третьих, успешному прокату «Холопа» способствовал откровенный обман, который заключался в анонсировании возрастной категории фильма как 12+, хотя, конечно, возрастное ограничение должно было быть поставлено куда более высокое. Этот обман привёл к тому, что «Холопа» ходили смотреть родители с детьми. В результате последние получили возможность в ходе киносеанса выслушать далеко не детские диалоги героев картины и лицезреть сцену полового сношения. Но, похоже, тем лицам, которые пошли на такой обман, было начихать на детей - их заботили лишь собственные барыши (а они, естественно, возросли, поскольку родители покупали билеты в кино не только на себя, но и на своих чад).
Таким образом, как показала практика, в кинобизнесе возможно получение весьма крупной прибыли даже от проката посредственного фильма; главное – благоприятная для проката совокупность обстоятельств, не имеющих к киноискусству никакого отношения.
2 февраля 2020 года воодушевлённая успехом «Холопа» продюсерская компания Yellow, Black & White заявила о работе над второй частью фильма (ориентировочно съёмки должны начаться летом 2020 года). Если новый фильм по качеству получится таким же, как первая часть, то при отсутствии упомянутых выше обстоятельств он, на мой взгляд, в прокате может с треском провалиться.
Любопытно узнать, сбудется ли данный прогноз… Что ж - время покажет!