Эссе № 29. Отзыв-рецензия сценариста Тензина Р.Ю. на фильм "Союз спасения"

   Кадр из фильма "Союз спасения"


(информацию о сценаристе Тензине Р.Ю. смотри , а список его работ - ) 


   Событием в мире отечественного кинематографа явился выпуск в прокат художественного кинофильма «Союз спасения», премьера которого состоялась в декабре 2019 года.


Не преминул посмотреть этот исторической блокбастер и я. После просмотра решил в коротком эссе изложить свои впечатления о нём. 


Фильм получился зрелищным (к технической стороне картины претензий нет), костюмы действующих лиц впечатляют, актеры подобраны неплохо, смотреть его любопытно.


Есть некоторые фактологические неточности.


Например, созданное будущими декабристами тайное общество «Союз спасения» просуществовало недолго (с 1816 по 1817 год). После его расформирования был образован «Союз благоденствия». Это общество действовало дольше - с 1818 по 1821 год. После его роспуска было создано в 1821 году «Южное общество», а в 1822 году - «Северное общество». Практически все описанные в фильме события имели место в период нелегальной революционной деятельности именно последних двух из указанных обществ.


То есть уже само название фильма с исторической точки зрения некорректно.


Допущены в фильме и некоторые другие фактологические неточности. Но это всё, разумеется, мелочи.


В тоже время фильм имеет и один очень серьёзный недостаток, фактически перечёркивающий все перечисленные выше достоинства – слабый сюжет (сценарий фильма читать не довелось, но, надо полагать, он такой же неважнецкий).


Так, в фильме нет главного героя. Фильмы без главного героя иногда появляются на экранах (правда, крайне редко), но это на пользу фильмам никогда не идёт. Без главного героя – фильм классным быть не может. Таков уж закон кинодраматургии (к примеру, если бы фильме Джеймса Кэмерона «Титаник» не было главных героев Джека и Розы, то воспринимался бы он несравнимо хуже, чем с ними).   

   

Фигурирующие в фильме персонажи (декабристы) показаны поверхностно. В нём не приведены мотивы их желания восстать против самодержавной власти российского императора.

 

Более того, создатели фильма запутывают зрителя. В картине упоминается отправка молодого офицера и будущего декабриста Сергея Муравьёва-Апостола для прохождения дальнейшей военной службы из Санкт-Петербурга в российскую провинцию. На основе данного эпизода у зрителей может сложиться впечатление, что это обстоятельство и послужило причиной, подтолкнувшей указанное лицо к революционной деятельности. Хотя, конечно же, это совершенно не так. Причины, побудившие Муравьёва-Апостола взбунтоваться против царской власти и существующих порядков, были отнюдь не меркантильные, а глубоко идейные. Жаль, что для зрителей, в массе своей, увы, не особо знающих историю России, эти причины так и остались загадкой.


А ведь изложение мотивации героев в фильме могло быть весьма интересным. Декабристы, с одной стороны, жаждали ликвидации в России рабства (они намеривались освободить крестьян от крепостной зависимости, которая, по сути, являлась формой рабства – крепостные крестьяне, кстати, составляли около 40% населения Российской империи), с другой стороны, они сами принадлежали к привилегированному сословию дворян (а потому сами владели крепостными крестьянами) и психологически им было невероятно тяжело выступить против своих же собратьев по сословию, основная масса которых категорически возражала против освобождения крестьян, и российского императора, всегда безоговорочно поддерживавшего и опекавшего дворян (в отличие от крестьян, которых императоры не баловали никогда, относясь к ним как к быдлу), что, по всей видимости, и объясняет их недостаточную решимость в достижении поставленных перед собой целей, проявившуюся в полной мере уже непосредственно в ходе декабрьского восстания 1825 года.


Без приведения художественными средствами названной выше мотивации фильм, к сожалению, превратился в хронику с сухим перечислением исторических событий без какого-либо их глубинного осмысления. 


Досадно, что декабристскую тему в фильме не удалось раскрыть надлежащим образом. Остаётся надеяться, что когда-нибудь на сию тему выйдет фильм более лучшего в художественном отношении качества (хотя теперь, если это и произойдёт, то по понятным причинам не скоро – эдак лет через 20-30).


 

Нет комментариев
Добавить комментарий