Эссе № 16. Сценарист Тензин Р.Ю. о новых творческих планах (новом историческом киносценарии)

      Последний бой князя Святослава


(информацию о сценаристе Тензине Р.Ю. смотри , а список его работ - 

 

    Киносценарий «Дирижабли: история и перспективы» написан и как все остальные мои киносценарии размещён на данном сайте. Сценарные заявки на его экранизацию направлены в кинокомпании. Но как сценарист останавливаться на этом не собираюсь. Уже приступил к работе по созданию нового киносценария (в этот раз не документального, а художественного фильма). Как и раньше, тематика киносценария связана с историей. В своём очередном киносценарии я, словно на машине времени, перенёсся в очень далёкое прошлое - на одну тысячу лет назад во времена Киевской Руси и веду повествование о Киевском князе Святославе Игоревиче (внуке Рюрика - первого русского правителя), прославившегося полководческим талантом, отвагой и дерзкими военными походами. Неслучайно один из первых российских историков Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» упоминал о Святославе, как об Александре Македонском нашей древней истории. Какое дать название моему новому киносценарию я ещё окончательно не решил, но скорей всего оно будет сдедующим: «Святослав Храбрый» - так величали этого князя в народе (сценаристы обычно долго ломают головы, придумывая названия своим киносценариям; я в этом вопросе не исключение, но на сегодняшний день склоняюсь именно к такому его варианту). Тема древнерусских князей в киноискусстве в последнее время становится популярной. Совсем недавно прошла премьера полнометражного художественного фильма «Викинг» (о сыне Святослава – князе Владимире). Сейчас идёт киносъёмочный процесс по созданию полнометражной художественной картины «Вещий Олег» (о князе Олеге – дяде отца Святослава князя Игоря Рюриковича). Однако, несмотря на то, что как полководцы они сильно уступали князю Святославу (скажем прямо, не шли с ним ни в какое сравнение), о последнем в кинематографе почему-то забыли. Постараюсь своей работой восполнить данный пробел.


УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ, СЦЕНАРИЙ КИНОФИЛЬМА "СВЯТОСЛАВ ХРАБРЫЙ. НАЧАЛО ПУТИ" МНОЙ УЖЕ НАПИСАН, ОЗНАКОМИТЬСЯ С ЕГО ТЕКСТОМ МОЖНО, НАЖАВ НА ЖЁЛТУЮ КНОПКУ.  


 

   

ОЗНАКОМИТЬСЯ С АВТОРСКИМ ПРЕДИСЛОВИЕМ К СЦЕНАРИЮ И ПРИЛАГАЕМЫМИ К НЕМУ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ МОЖНО, НАЖАВ НА СЛЕДУЮЩУЮ ЖЁЛТУЮ КНОПКУ.



НИЖЕ РАЗМЕЩАЮ НАПИСАННЫЙ МНОЙ СИНОПСИС СЦЕНАРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕЛЕСЕРИАЛА, СЮЖЕТ КОТОРОГО, В ОТЛИЧИЕ ОТ УКАЗАННОЙ ВЫШЕ РАБОТЫ, ОХВАТЫВАЕТ ВСЮ ЖИЗНЬ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА.

 

 

СИНОПСИС

сценария художественного телефильма (телесериала) «Святослав Храбрый»  из трёх частей (всего 12 серий) + синопсис киноверсии каждой из частей сериала   

(автор Роман Юрьевич Тензин, EMAIL tenzin70@mail.ru , tenzin.r@mail.ru , ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ kinoscenarist.ru  мобильный телефон +79210363382)


Хронометраж каждой серии - 45 минут, хронометраж киноверсии каждой части сериала - 130 минут

(синопсис киноверсий выделен в тексте жирным шрифтом)  

                         

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

                            «Начало пути»                          

1 СЕРИЯ


      Начало ХII века. День. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в монастырской келье пишет летопись о делах давно минувших лет. В его сознании картина прошлого – засыпанное после сражения трупами русских и хазарских воинов ратное поле с пылающими погребальными кострами.

 

В келью входит молодой инок. Он любопытствует у Нестора о чём тот пишет летопись. Нестор объясняет иноку, что в данный момент летопись он пишет о киевском князе Святославе Игоревиче, в народе прозванным Храбрым. Инок, заинтересовавшись темой, ссылаясь на свою неграмотность, просит Нестора рассказать ему о Святославе. Нестор соглашается и приступает к устному повествованию.

 

Вначале находящийся за кадром Нестор кратко излагает предысторию (о призвании восточными славянами варяга Рюрика; о преемниках Рюрика - князе Олеге, князе Игоре и его жене княгине Ольге; о рождении у Игоря и Ольги наследника - Святослава; об убийстве Игоря древлянами и мести им за его смерть Ольги). Данный рассказ сопровождается соответствующими художественными сценами.

 

Далее события, имевшие место в Х веке, разворачиваются как-бы сами собой и лишь изредка находящийся за кадром Нестор комментирует их. 

Так, четырёхлетний Святослав открывает битву между киевской дружиной и ратью древлян.

 

Наставник юного Святослава варяг Асмунд воспитывает его в варяжском духе (учит плавать в тяжёлой кольчуге, драться на мечах, подавлять в себе ложную жалость).

 

Княгиня Ольга в составе русского посольства едет в столицу Византийской империи Царьград (Константинополь) с целью принять крещение.  Вместе с Ольгой следует и Святослав (он ещё подросток), которого она собирается посватать (она хочет, чтобы за него вышла замуж дочь византийского императора Константина VII Багрянородного). Похотливый Константин VII, покоренный красотой Ольги, хочет овладеть ею. Однако мудрой Ольге удаётся перехитрить Константина VII. В итоге тот лично крестит её, становится её крёстным отцом и прекращает свои сексуальные домогательства.

 

Константин VII соглашается выдать свою дочь замуж за Святослава, но при условии, что тот станет православным христианином. Ольгу это полностью устраивает и она приводит Святослава в православный храм для проведения обряда крещения. Однако в храме происходит непредвиденное: Святослав категорически заявляет Константину VII и патриарху Феофилакту о том, что отказывается принимать крещение и остаётся верным богам, которым покланялся его отец - князь Игорь и покланяется весь его народ. В результате Святослав остаётся язычником, его помолвка с византийской царевной срывается, он и не добившаяся каких-либо дипломатических побед Ольга возвращаются в Киев.

 

Княгиня Ольга принимает участие в освещении построенного по её приказу христианского храма (небольшой церквушки). Возле храма собралась любопытствующая толпа славян-язычников. Ольга публично обращается к ним с призывом добровольно принять христианство. Славяне в своём подавляющем большинстве встречают это предложение с открытым негодованием. Однако среди них есть и те (их считанные единицы), которые тут же откликаются на призыв княгини. 

 

Возмужавший Святослав во время очередной встречи с Ольгой получает от неё урок политического искусства.

 

Святослав встречает рабыню княгини Ольги и будущую мать его сына, крестителя Руси, Владимира – Малушу. Он сразу же влюбляется в неё и склоняет её к интимному свиданию.

 

Показывается любовная встреча Святослава в его опочивальне с Малушей, в ходе которой они разговаривают по душам. Малуша просит Святослава не встречаться с ней больше, так как они всё равно никогда не смогут быть вместе, а для неё такая связь может закончиться очень плачевно. Однако Святославу удаётся убедить Малушу продолжить тайные встречи.

 

Княгиня Ольга узнаёт о тайной связи Святослава и Малуши – её  охватывает гнев. Она вызывает к себе Малушу, которой устраивает полный разнос и объявляет о её немедленной высылке на постоянное проживание в Новгород.

 

Заплаканную Малушу слуги княгини Ольги увозят из Киева.

 

Святослав приходит в палаты к княгине Ольге и устраивает ей скандал по поводу того, что та отослала Малушу в Новгород.

  

     2 СЕРИЯ


Святослав в палатах княгини Ольги требует от неё, чтобы Малуша была срочно возвращена в Киев. Ольга упрямится и не желает поддаваться давлению сына. Но, в конце концов, Святослав одерживает вверх и Ольга, сломившись, вынуждена согласиться вернуть Малушу в Киев.

 

Святослав знакомится с княжеской дружиной и гуляет с ней на пиру. В ходе пира спонтанно возникает поединок между дружинниками, в котором сам Святослав принимает активное участие и одерживает в нём победу. По его окончанию он знакомится с Весёной, которой тут же предлагает выйти за него замуж.

 

Святослав проходит воинское посвящение – при людях один на один вступает в схватку с медведем и, чуть не погибнув,  убивает его.

 

Святославу доносят, что его жена Весёна зачем-то целыми днями гуляет по Киеву и горожанам кажется это подозрительным. Святослав отправляется на поиски Весёны и обнаруживает её, сидящей на скамейке возле одного из киевских домов. Он требует объяснений от Весёны. Та поначалу пытается уклониться от ответа, но Святослав начинает злиться и ей приходиться сознаться – она долгое время не может забеременеть, по этой причине выискивает в городе места, где сидели беременные женщины и затем садится на эти места сама, надеясь, что это поможет ей зачать и родить Святославу сына. Святослав меняет гнев, на милость и пытается утешить Весёну (хотя это и плохо у него получается).

    

Святослав проводит военный совет со старшими дружинниками и предлагает им идти войной на Хазарский каганат. Дружинники колеблются, но Святославу, используя нетривиальный способ, удаётся развеять их сомнения и его план получает поддержку с их стороны.

 

Святослав обедает в доме дружинника-боярина Велимудра и тот знакомит его с членами своей семьи (с одной из жён - Светозарой и их дочерью - Предславой). Велимудр пытается уговорить Святослава взять Предславу в жёны. Святослав уже женат на Весёне и потому встречает эту идею прохладно. Однако Велимудр настойчив и, в конце концов, подкрепляя своё предложение убедительными доводами (среди которых главный - неспособность Весёны родить княжеского наследника), добивается согласия Святослава на женитьбу.

 

На языческом капище идёт свадебный обряд (Святослав женится на Предславе). Бракосочетание проводит волхв. После окончания торжественной части Велимудр предлагает Предславе и волхву пройти в баню, где по старинному языческому обычаю последний должен совокупиться с Предславой и лишить её девственности. Но внезапно Святослав заявляет, что ему эта идея не по нраву и с Предславой в баню пойдёт он сам, а волхв будет ходить вокруг бани и бить в бубен, отгоняя злых духов. Слова Святослава вызывают психологический шок у волхва, родителей Предславы и гостей. Они пытаются объяснить ему, что он нарушает традицию и это до добра не доведёт, уговаривают его изменить своё решение. Однако Святослав остаётся непреклонным и объявляет своё повеление (закон) - отныне на Руси жён-девиц девственности будут лишать их мужья и никто другой. Далее показываются Святослав и Предслава в бане, волхв, с недовольным лицом ходящий вокруг бани и бьющий в бубен, залитые слезами родители Предславы (они до глубины души потрясены и напуганы необычным решением Святослава).

 

Святослав проводит учения с одним из дружинных отрядов. В ходе этих учений случайно погибает тесть Святослава - Велимудр.

 

Дружинник Сфенкел (друг Святослава) говорит Святославу, что тот должен определить какая из вдов Велимудра на похоронах погибшего мужа будет подвергнута ритуальному убийству, а также сообщить о своём решении самим вдовам. Святославу это дело совершенно не по душе, но под давлением доводов Сфенкела он обещает заняться им.  

        

3 СЕРИЯ


Святослав приходит в дом Велимудра, где обращается к пятью вдовам последнего и выясняет, кто из них желает по языческому обычаю принести себя в жертву и отправиться с погибшим Велимудром в царство мёртвых. Святослав хочет, чтобы в жертву себя принесла любимая жена Велимудра и его (Святослава) тёща - Светозара, но та с этим категорически не согласна. В итоге Святослав принимает решение принести в жертву в качестве жены Велимудра самую младшую из его вдов (ей 18 лет), а Светозару тоже принести в жертву, но в наказание за её строптивость не в качестве жены, а в качестве наложницы Велимудра.

 

Святослав вместе со своей женой Предславой участвует в ритуале похорон Велимудра, в ходе которых приносится в жертву самая младшая из вдов последнего. На этих же похоронах предпринимается попытка принести в жертву Светозару (её закапывают в землю живьём), однако ввиду некоторых неожиданно возникших обстоятельств Святослав изменяет своё прежнее решение – Светозару выкапывают и сохраняют жизнь.

 

Святослав встречается с княгиней Ольгой. Та пытается убедить Святослава всё-таки принять крещение и стать христианином. Однако Святослав отвергает предложение матери, вступает с ней в религиозную дискуссию, в которой показывает себя ярым и убеждённым поборником славянского язычества.

 

Святослав с удивлением узнаёт, что некоторые из его дружинников добровольно приняли христианство. Он из любопытства приглашает тех к себе, беседует с ними, пытаясь понять их. Однако доводы дружинников в пользу христианства кажутся ему неубедительными. Беседа заканчивается насмешками Святослава над новоиспечёнными христианами.

 

Святослав публично обращается в Киеве к простому люду (славянам) с призывом вступать в ополчение, собираемое им для похода на Хазарский каганат. Народ поначалу воспринимает данный призыв без особого энтузиазма. Но Святослав всё-таки умудряется найти подход к сердцу своих подданных и те соглашаются идти воевать.

 

Рать Святослава уходит из Киева в поход на хазар. Святослав прощается со своими женами (Весёной и Предславой), детьми от Предславы (Ярополком и Олегом), матерью – княгиней Ольгой. Последняя сообщает ему, что воспитание его детей берёт в свои руки. Святослав просит мать взять на воспитание и его внебрачного сына от Малуши Владимира. Этому противится Предслава, но Ольга всё же соглашается выполнить данную просьбу Святослава.

 

Во время похода Святослав останавливается в землях славянского племени вятичей. Он встречается со старейшинами этого племени и рядом аргументов убеждает тех не препятствовать его войску зимовке в их краях, а также дать своих людей для участия в войне с Хазарским каганатом.

 

Святослав сжигает столицу волжских булгар Великий Булгар и затем проводит казнь пленных булгар (булгары противятся этому, но все их протесты жёстко подавляются). В процессе казни Святослав заводит с командиром варяжского отряда Икмором религиозный спор о христианских и языческих верованиях. Внезапно Святослав придумывает мудрый политический ход, для успешной реализации которого он решает остановить казнь и ограничиться лишь отсечением у пленных одной кисти руки.

 

Святослав встречается с послом хана волжских булгар. Посол ползает перед Святославом на коленях и умоляет его о мире. Святослав не соглашается, требуя содействия в борьбе с Хазарским каганатом. В итоге посол от имени хана обещает такое содействие.

 

Хазарские работорговцы собрали в конском загоне несколько десятков угнанных в неволю славянских мальчиков (из вятичей) лет десяти и готовятся к процедуре их оскопления, поскольку намериваются продать их в качестве рабов-евнухов в гаремы арабских шейхов.

 

4 СЕРИЯ

 

Процедура оскопления славянских мальчиков вот-вот должна начаться (мальчики уже плачут от страха), однако внезапно появляется Святослав с одним из своих отрядов и освобождает мальчиков. Святослав приказывает русским ратникам оскопить самих работорговцев. Те отчаянно воют и умоляют Святослава пощадить их, но тот не внемлет их мольбам и отдаёт распоряжение отправить их после оскопления на плотах вниз по Волге, чтоб те рассказами о русских воинах наполняли страхом сердца своих соплеменников.

 

Каган-бек встречается с каганом (царём Хазарского каганата). Каган-бек просит кагана лично явиться к месту генерального сражения хазар с русами, чтобы своим присутствием укрепить боевой дух хазар. Кагану эта идея не нравится, но затем, поддавшись настоятельным уговорам каган-бека, он обещает тому подумать над его предложением.

 

Святославу приводят взятых в плен трёх хазар из личной охраны каган-бека. Святослав требует от них сообщить планы каган-бека относительно ожидаемого в ближайшее время генерального сражения. Двое хазар отказываются выдавать данный план и одного из них за дерзкие слова в адрес Святослава тут же убивают. Второго хазара на время оставляют в покое. Третий хазар, испугавшись, выдает план, после чего Святослав приказывает его казнить за предательство своего господина. Ко второму хазару Святослав проникается уважением и позволяет тому умереть как настоящему воину.

 

Идёт битва между русским войском Святослава и хазарским войском каган-бека. Святослав сражается в первых рядах своей рати. Вначале хазарам удаётся потеснить русов, но затем удача изменяет им и русы начинают теснить хазар. В итоге, благодаря применённой Святославом военной хитрости, войско каган-бека оказывается в кольце и терпит полный разгром. В окружении погибает и сам каган-бек.

 

Святослав беседует с попавшим к нему в плен каганом (который, всё-таки согласившись с упомянутой выше просьбой каган-бека, прибыл к месту генерального сражения). Несмотря на мольбы кагана о пощаде Святослав убивает его.

 

Святослав прощается на ратном поле с погибшими в битве русами и сжигает их на погребальном костре. Находящийся за кадром Нестор завершает рассказ о походе Святослава на Хазарский каганат.

 

В кадре вновь Нестор и инок. Уже наступила ночь. Нестор прощается с иноком и произносит короткую патриотическую речь.


КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ


ЗНАКОВЫЙ ЛИМИТ СТРАНИЦЫ ИСЧЕРПАН, С ПОЛНЫМ ТЕКСТОМ СИНОПСИСА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ, НАЖАВ ЖЁЛТУЮ КНОПКУ. 



Комментарии
Добавить комментарий
Владимир Тыщенко
Владимир Тыщенко
здравия всем. Роман не знаю знакомы ли вы с работой Валентина Сергеевича Гнатюка, но если нет прочитайте его произведение про Святослава. Оно очень захватывающее. Снимите три фильма о Святославе по его книгам. Вам все славянские народы будут благодарны.
комментировать
Роман Тензин
Роман Тензин
Владимир, писать сценарии по чужим книгам мне менее интересно, чем по собственным идеям. Пусть писатель В.С. Гнатюк, если пожелает, по своим книгам сам киносценарий пишет.
Александр
Александр
Это что за бред такой !!!!! Очередная туфта как и х/ф Викинг про его (Святослава ) вымиска? Заранее прошу прощения за резкость но про таких Людей как Святослав нужно снять великий фильм !!!!! То что здесь написано , не годиться вообще .
комментировать
Роман Тензин
Роман Тензин
Александр! Было бы интересно услышать конструктивную критику, а не абсолютно пустую, голословную и ничем неаргументированную. Напишите, что именно не так в сценарии, а я Вам отвечу. Посмотрим, кто из нас окажется убедительней. А не представите доводов, то, значит, полный бред написали Вы, а не я!
Геннадий
Геннадий
Для работы над такой ключевой фигурой как Святослав, надо задуматься для чего такой человек вышел к рождению. Есть разные точки зрения и со всеми надо ознакомиться в том числе и с работой Сидорова Г.А.
комментировать
Роман Тензин
Роман Тензин
Геннадий, Вы как-то непонятно изъясняетесь. Что значит "вышел к рождению"? Писатель и историк, член Русского географического общества Георгий Сидоров называет Святослава русским императором и его деятельность оценивает положительно, преступником его не считает (что имели ввиду Вы под чудовищными преступлениями - неясно). Исторические воззрения Сидорова на личность князя Святослава в целом не противоречат тому, что написано в моем сценарии. Отдельные расхождения, конечно, есть, но подстроиться в сценарии под взгляды абсолютно всех историков я не имел возможности, так как разные историки описывают и трактуют жизнь Святослава Храброго неодинаково (порой их взгляды диаметрально противоположны, что неудивительно, ведь князь Святослав Игоревич личность легендарная ).
Геннадий
Геннадий
Не понятно - потому что вы не в теме. Роль Святослава намеренно занижена, источники замалчиваются, так как если на них пролить свет, начнут всплывать те преступления против которых и выступал Святослав и эти преступления тщательно маскируются так как они актуальны и в наши дни только на другом витке истории. И если вам удастся показать реальность тех событий хотя бы процентов на семьдесят, ваш фильм не выйдет на экраны и тогда вам придётся поставить крест на своей работе либо вернутся к общепринятой басни "далёких времён" и реальность свести к минимуму. Вы что думаете, национальных героев (Коловрат) сводят к Фентези это случайность? А из былинных богатырей (Добрыня) делают негодяя, (только что по России показали эту хрень) это задумка сценариста?Вот Сидоров помимо неоценимого вклада Святослава, доходчиво объяснил какие силы за этим стоят.
Остаться без порток в этом деле означает выйти сухим из воды.... это шутка такая
Роман Тензин
Роман Тензин
Геннадий, Вы сначала прочитайте, что я написал (имею ввиду сценарий "Святослав Храбрый. Начало пути" и синопсис телесериала "Святослав Храбрый"), а потом делайте какие-то выводы. В моих сценарных работах Святослав выступает в качестве положительного героя (таковым, как я понял, и Вы его считаете). Конечно, данные произведения я не основывал именно на исторической концепции Георгия Сидорова (как я уже писал ранее, невозможно в сценарии отразить концепции всех историков - ибо этих концепций очень много и они не всегда стыкуются между собой), но, по крайней мере, никаких упоминаемых Вами преступлений (если они действительно были) в своих работах я не маскирую.
ГЕННАДИЙ
ГЕННАДИЙ
Роман, творческих успехов вам в вашем нелёгком труде, я вовсе не собирался критиковать вашу работу, я просто намекнул те кто платит деньги ваша правда не нужна...
РОМАН ТЕНЗИН
РОМАН ТЕНЗИН
Геннадий, то, что труд сценариста занятие нелёгкое Вы в своем последнем комментарии совершенно правильно подметили. И на счет остального, наверное, тоже всё верно написали... Спасибо за добрые пожделания!!!