Эссе № 24. Отзыв-рецензия сценариста Тензина Р.Ю. на фильм "Годунов"

Кадр из фильма "Годунов"


(информацию о сценаристе Тензине Р.Ю. смотри , а список его работ - )


    Напишу несколько слов о выпущенном на телеэкраны в ноябре 2018 года телеканалом «Россия» историческом художественном телесериале «Годунов» (первой его части).

 

Фильм получился красивый, актёры отличные, сюжет в целом  нескучный. Есть некоторые неточности в хронологии упоминаемых в фильме исторических событий (что странно, ведь к написанию сценария был привлечен доктор исторических наук Николай Борисов), но это, в принципе, нестрашно – такие неточности достоинства фильма сильно не умалили.

 

Однако есть в данной картине и серьёзный недостаток.  Главный герой фильма – Борис Годунов показан исторически неточно.

 

Сразу бросается в глаза, что создатели фильма очень хотели представить его во всех отношениях исключительно положительным человеком. В этом они явно перестарались: Годунов у них получился яко ангел во плоти, каковым он, конечно, не был.

 

Годунов - образец трезвого, расчётливого и беспощадного политика.  На протяжении всей своей политической карьеры он вёл жёсткую борьбу со своими конкурентами и оппонентами, в которой не брезговал никакими средствами. Судьба тех, кого угораздило умышленно или нет оказаться на его пути, была незавидной (они подвергались безжалостным репрессиям, а порой и погибали).

 

Так, Годунов подверг опале князя Ивана Шуйского (руководителя героической обороны Пскова от войск польского короля Стефана Батория) и по надуманному обвинению (а в действительности за то, что тот попытался развести царя Федора Ивановича с неспособной родить ему наследника женой Ириной Годуновой - родной сестрой Годунова) сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь, а затем и организовал его злодейское убийство; обвинил в измене окольничего Богдана Бельского (тот по приказу Годунова успешно строил на Северном Донце город-крепость Царёв-Борисов, но позволял себе  говорить лишнее: «Борис в Москве царь, а я в Царёве-Борисове») и, лишив его всех чинов и владений, отправил в сибирскую ссылку (по приказу Годунова ему по волоску выщипали всю бороду); выманил сладкими посулами из-за границы в Россию и затем самым наглым образом отправил в заточение в монастырь Марию Старицкую (после смерти младшего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия она была последним  потомком московского князя Ивана Калиты и, следовательно, могла претендовать на царский трон). Данный перечень можно продолжать долго…

 

До сих пор Бориса Годунова подозревают в совершении политических убийств: царя Ивана Грозного, царя Федора Ивановича, малолетней дочери Марии Старицкой – Евдокии и других. Пожалуй, самое главное подозрение - в убийстве царевича Дмитрия, прервавшем царскую династию Рюриковичей.    

  

То что царевич Дмитрий был убит, а не погиб, как было заявлено сформированной Борисом Годуновым следственной комиссией, в результате несчастного случая во время игры в ножички – можно считать доказанным фактом. Скорей всего, данное убийство было совершено по приказу самого Бориса Годунова (только ему была выгодна смерть царевича).  Но, получается, Годунов прекрасно умел заметать следы преступлений, раз о его виновности ведутся ожесточённые споры по настоящее время.   

В фильме же  все острые углы биографии Годунова искусственно и тщательно сглажены. Например, вина за убийство царевича Дмитрия в картине возлагается не на Годунова, а на его жену Марию, что является оригинальной, но абсолютно безосновательной версией.

 

Справедливости ради надо сказать, что противники Годунова гуманизмом тоже не отличались. При этом следует также отметить, что весьма прагматичный ум и достаточно суровый характер Годунова не мешали, а напротив помогали ему проводить мероприятия, повсеместно укреплявшие государственность России.

 

Но вернёмся к телесериалу…   

 

Не отличаются исторической точностью и другие важные персонажи фильма. О всех распространяться не буду, упомяну лишь царя Фёдора Ивановича. В телесериале последний представлен самодержцем хоть и не большого ума,  но и далеко не полным дураком. В реальности же он страдал умственной отсталостью и практически никакого участия в управлении страной не принимал. Неслучайно иностранные послы называли его тихими идиотом. Например, польский посол Сапега, побывав в России, оставил воспоминание, что царь Фёдор на приёме сидел на троне и, постоянно улыбаясь, бессмысленно разглядывал символы царской власти - скипетр и державу, которые держал в руках. "Хотя про него говорили, что у него ума немного, но я увидел как из собственного наблюдения, так и из слов других, что у него вовсе его нет", - писал Сапега. Все государственные вопросы в эпоху царя Фёдора решались непосредственно его шурином и фактическим правителем России - Борисом Годуновым. Именно к нему по данным вопросам, минуя царя, обращались дьяки (по-нынешнему министры), послы и прочие лица.   

 

Припудривать и прихорашивать историю создателям фильма было совершенно незачем. Если бы Годунов в фильме и прочие фигурирующие в нём подлинные исторические личности были бы показаны такими, какими они являлись на самом деле (с их сильными и слабыми сторонами, положительными и отрицательными качествами), сюжет стал бы гораздо более драматичным, интересным и поучительным.


ОТЗЫВ-РЕЦЕНЗИЮ СЦЕНАРИСТА ТЕНЗИНА Р.Ю. НА ФИЛЬМ "ГОДУНОВ.ПРОДОЛЖЕНИЕ"  ЧИТАЙТЕ    

Комментарии
Добавить комментарий
Руслан
Руслан
Хочу поддержать посыл рецензии Романа Юрьевича. Ваш вдумчивый исторический подход отрезвляет после пафоса чисто эмоциональных восхищений от первичного просмотра этого исторического сериала.И заставляет задуматься о первопричинах рафинирования тех или иных исторических фигур прошлого.
комментировать