Кадр из фильма "Годунов"
(информацию о сценаристе Тензине Р.Ю. смотри , а список его работ - )
Напишу несколько слов о выпущенном на телеэкраны в ноябре 2018 года телеканалом «Россия» историческом художественном телесериале «Годунов» (первой его части).
Фильм получился красивый, актёры отличные, сюжет в целом нескучный. Есть некоторые неточности в хронологии упоминаемых в фильме исторических событий (что странно, ведь к написанию сценария был привлечен доктор исторических наук Николай Борисов), но это, в принципе, нестрашно – такие неточности достоинства фильма сильно не умалили.
Однако есть в данной картине и серьёзный недостаток. Главный герой фильма – Борис Годунов показан исторически неточно.
Сразу бросается в глаза, что создатели фильма очень хотели представить его во всех отношениях исключительно положительным человеком. В этом они явно перестарались: Годунов у них получился яко ангел во плоти, каковым он, конечно, не был.
Годунов - образец трезвого, расчётливого и беспощадного политика. На протяжении всей своей политической карьеры он вёл жёсткую борьбу со своими конкурентами и оппонентами, в которой не брезговал никакими средствами. Судьба тех, кого угораздило умышленно или нет оказаться на его пути, была незавидной (они подвергались безжалостным репрессиям, а порой и погибали).
Так, Годунов подверг опале князя Ивана Шуйского (руководителя героической обороны Пскова от войск польского короля Стефана Батория) и по надуманному обвинению (а в действительности за то, что тот попытался развести царя Федора Ивановича с неспособной родить ему наследника женой Ириной Годуновой - родной сестрой Годунова) сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь, а затем и организовал его злодейское убийство; обвинил в измене окольничего Богдана Бельского (тот по приказу Годунова успешно строил на Северном Донце город-крепость Царёв-Борисов, но позволял себе говорить лишнее: «Борис в Москве царь, а я в Царёве-Борисове») и, лишив его всех чинов и владений, отправил в сибирскую ссылку (по приказу Годунова ему по волоску выщипали всю бороду); выманил сладкими посулами из-за границы в Россию и затем самым наглым образом отправил в заточение в монастырь Марию Старицкую (после смерти младшего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия она была последним потомком московского князя Ивана Калиты и, следовательно, могла претендовать на царский трон). Данный перечень можно продолжать долго…
До сих пор Бориса Годунова подозревают в совершении политических убийств: царя Ивана Грозного, царя Федора Ивановича, малолетней дочери Марии Старицкой – Евдокии и других. Пожалуй, самое главное подозрение - в убийстве царевича Дмитрия, прервавшем царскую династию Рюриковичей.
То что царевич Дмитрий был убит, а не погиб, как было заявлено сформированной Борисом Годуновым следственной комиссией, в результате несчастного случая во время игры в ножички – можно считать доказанным фактом. Скорей всего, данное убийство было совершено по приказу самого Бориса Годунова (только ему была выгодна смерть царевича). Но, получается, Годунов прекрасно умел заметать следы преступлений, раз о его виновности ведутся ожесточённые споры по настоящее время.
В фильме же все острые углы биографии Годунова искусственно и тщательно сглажены. Например, вина за убийство царевича Дмитрия в картине возлагается не на Годунова, а на его жену Марию, что является оригинальной, но абсолютно безосновательной версией.
Справедливости ради надо сказать, что противники Годунова гуманизмом тоже не отличались. При этом следует также отметить, что весьма прагматичный ум и достаточно суровый характер Годунова не мешали, а напротив помогали ему проводить мероприятия, повсеместно укреплявшие государственность России.
Но вернёмся к телесериалу…
Не отличаются исторической точностью и другие важные персонажи фильма. О всех распространяться не буду, упомяну лишь царя Фёдора Ивановича. В телесериале последний представлен самодержцем хоть и не большого ума, но и далеко не полным дураком. В реальности же он страдал умственной отсталостью и практически никакого участия в управлении страной не принимал. Неслучайно иностранные послы называли его тихими идиотом. Например, польский посол Сапега, побывав в России, оставил воспоминание, что царь Фёдор на приёме сидел на троне и, постоянно улыбаясь, бессмысленно разглядывал символы царской власти - скипетр и державу, которые держал в руках. "Хотя про него говорили, что у него ума немного, но я увидел как из собственного наблюдения, так и из слов других, что у него вовсе его нет", - писал Сапега. Все государственные вопросы в эпоху царя Фёдора решались непосредственно его шурином и фактическим правителем России - Борисом Годуновым. Именно к нему по данным вопросам, минуя царя, обращались дьяки (по-нынешнему министры), послы и прочие лица.
Припудривать и прихорашивать историю создателям фильма было совершенно незачем. Если бы Годунов в фильме и прочие фигурирующие в нём подлинные исторические личности были бы показаны такими, какими они являлись на самом деле (с их сильными и слабыми сторонами, положительными и отрицательными качествами), сюжет стал бы гораздо более драматичным, интересным и поучительным.
ОТЗЫВ-РЕЦЕНЗИЮ СЦЕНАРИСТА ТЕНЗИНА Р.Ю. НА ФИЛЬМ "ГОДУНОВ.ПРОДОЛЖЕНИЕ" ЧИТАЙТЕ