"Чёрные дьяволы". Сценарий полнометражного художественного кинофильма

Информацию об авторе сценария смотри       


(Сюжет основан на рассказах и воспоминаниях ветеранов-фронтовиков морской пехоты)


Нас в пехоту сражаться послали,

Беззаветных морских сыновей,

Только мы бескозырки не сняли

И не сняли тельняшки своей...


Курсант военно-морского училища Е.Ефименко

(сражался в морской пехоте и погиб при освобождении Донбаса)

                                                                                                           

   

                    

      Киносценарий «Чёрные дьяволы» - первая в современной кинодраматургии работа, затрагивающая тему участия в Великой Отечественной войне советской морской пехоты.


Несмотря на всю интересность данной темы кинематограф (даже в эпоху Советского Союза) не баловал морскую пехоту своим вниманием. В связи с этим я решил попытаться внести свою скромную лепту в устранение этой несправедливости.


А краткая история указанного выше вопроса такова.


В предвоенные годы в СССР фактически имелось только одно подразделение морской пехоты – 1-я особая бригада морской пехоты Балтийского флота, созданная 15 января 1940 года приказом наркома ВМФ СССР.


На первом этапе Великой Отечественной войны Красная Армия несла чудовищные потери и стала испытывать острую нехватку личного состава.


Так как основные боевые действия разворачивались именно на суше Государственный Комитет Обороны, Ставка ВГК, нарком ВМФ пришли к мнению о необходимости отправки на сухопутный фронт военных моряков надводного флота в пределах установленного лимита - 20% от их штатной численности (подводников как наиболее ценных морских специалистов, видимо, решили сберечь для использования по прямому назначению).


Были изданы соответствующие приказы и моряки стали массово сходить с кораблей на берег для участия в боевых действиях на земле в качестве морской пехоты.


Воевать на сушу отправляли исключительно добровольцев (благо патриотическое воспитание на флоте было на высоте и потому недостатка в них испытывать не приходилось).


Вспомнив опыт упомянутой выше особой бригады, из моряков всех флотов (Балтийского, Северного, Черноморского, Тихоокеанского) и флотилий (Каспийской, Волжской, Амурской) стали активно формировать бригады, полки, батальоны, роты морской пехоты.


Чуть позже (с декабря 1941 года) из моряков стали формировать морские стрелковые бригады.


Части непосредственно морской пехоты в своем большинстве воевали в прилегающих к морю районах, либо относительно недалеко от них (например, в Ленинградской, Одесских областях). Периодически они участвовали в морских десантных операциях.


Отдельные подразделения морских пехотинцев могли входить в состав обычных армейских соединений (например, на Ленинградском фронте такое встречалось повсеместно).


Морские стрелковые бригады, как правило, воевали на большом удалении от моря (например, под Москвой, в Сталинграде). Бойцы этих бригад официально морскими пехотинцами не считались, но таковыми они фактически были по своему психологическому настрою.


При этом надо отметить, что сами морские пехотинцы, бойцы морских стрелковых бригад чаще всего называли себя просто моряками. Это объясняется тем, что они и были ими, так как пришли на сухопутный фронт непосредственно с кораблей (кстати, после окончания войны многие из тех, кто остался в живых и продолжил дальнейшую службу, были возвращены назад на корабли).


Морские части отлично себя зарекомендовали в наземных сражениях и заслуженно признавались одними из самых боеспособных подразделений вооруженных сил страны. Неслучайно их бросали на самые трудные участки фронта, а гитлеровцы называли морских пехотинцев либо «чёрными дьяволами», либо «чёрной смертью» (боевой клич «Полундра!», с которым моряки шли в атаку, наводил на них ужас).


Вот что писал о морских пехотинцах военный писатель Э.Казакевич (сам бывший фронтовик, которому доводилось видеть морскую пехоту в атаке): «В них была особая спаянность, порывистая удаль, гордость своей причастностью к морю, внешняя и внутренняя культура, свойственные морякам, и в то же время – основательность, настойчивость, гордость тем обстоятельством, что именно они своим продвижением по земле решают успех сражения, трезвая и расчётливая храбрость, свойственная пехоте».


Эффективности морской пехоты способствовал, прежде всего, её особый, необычайно высокий боевой дух. Он был обусловлен тем, что пришедшие с кораблей на сухопутный фронт моряки продолжали руководствоваться неписанными флотскими законами (обычаями), к которым, в частности, относилась безудержная храбрость (так уж получилось, что для русских моряков трусость и малодушие ещё с петровских времён было самым большим позором, а смелость, наоборот, культивировалась как норма поведения).


Вот именно этот боевой дух морских пехотинцев я и постарался художественно показать в своем сценарии.


Приведённые в сценарии образы – собирательные, но упоминаемые в нём истории взяты из устных рассказов и воспоминаний ветеранов-фронтовиков. Взять, допустим, сцену, в которой фронтовой разведчик борется (по-дружески) с морским пехотинцем, наступает ему на широкий клёш морских брюк и сбивает с ног. Эту историю я узнал из воспоминаний знаменитого снайпера Сталинградской битвы Василия Зайцева, который сам прибыл на фронт с Тихоокеанского флота.


Сценарий написан в профессиональном сценарном формате "Писарь".





Духовный настрой морских пехотинцев Великой Отечественной хорошо запечатлён в песне "Моряк с Ордынки", которая особенно ярко, на мой взгляд, звучит в исполнении Гарика Сукачёва. Рекомендую посмотреть и послушать музыкальный видеоролик данной песни (смотри  на второй странице). 


Также предлагаю посмотреть и послушать музыкальный видеоролик песни "Тельняшечка", посвящённой морской пехоте времён Великой Отечественной войны (смотри  на второй странице). 


По сценарию  в одном из эпизодов фильма морской пехотинец должен исполнить на гармони "Матросское яблочко". Как могла бы звучать эта мелодия в фильме легко представить, посмотрев и послушав следующий музыкальный видеоролик (смотри  на второй странице). 


В другом эпизоде фильма призывник-гармонист, уходя на фронт, должен, аккомпанируя себе на гармони,  исполнить песню "Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты".  Мне удалось найти похожее исполнение. Желающие могут его прослушать (смотри  на второй странице). 


Ответы критикам


На мой киносценарий о морской пехоте до меня дошло несколько  критических суждений, суть которых сводится к тому, что сценарий исторически недостоверен. Я с этим категорически не согласен и в опровержение данных суждений представляю следующие документальные фотоматериалы.


Итак, некоторые считают, что упомянутый в самом начале сценария предвоенный продовольственный магазин с прилавками, полными продуктов (и даже с красной и чёрной икрой) не более, чем моя беспочвенная выдумка. Ниже привожу фотографии предвоенных магазинов, доказывающих обратное. На третьей фоторграфии видны бочонки с красной и чёрной икрой.  


  

 


  


Некоторые полагают, что эпизоды с молодыми людьми массово рвущимися в действующую армию и добивающимися в военкоматах отправки на фронт добровольцами, тоже моя выдумка. Ниже привожу фотографии, подтверждающие правдоподобность данных эпизодов. На фотографиях как раз и запечатлены эти самые добровольцы.


  


   



Некоторые убеждены, что главный герой сценария Иван Зимин в силу своего юного возраста (18 лет) не мог оказаться в морской пехоте. Ниже привожу фотографии, на которых запечатлены сражавшиеся в морской пехоте ребята примерно того же возраста, что и Зимин. 


 

   


                                    

По сценарию Иван Зимин перед призывом на службу в военно-морской флот (где его отправят воевать в морскую пехоту) в военкомате проходит в голом виде медицинскую комиссию, а после её прохождения в таком же голом виде стоит перед призывной комиссией (в состав которой входит и женщина-медик), ожидая её решения. Некоторые читатели сомневаются в том, что такое могло быть в действительности. Чтобы развеять их сомнения представляю для обозрения следующую фотографию той военной поры. На ней запечатлены призывная комиссия и медицинский осмотр двух голых призывников. Причём призывник, которому измеряют рост, находится в абсолютно голом виде. Это объясняется тем, что в те времена делалался упор на развитие тяжёлой, а не лёгкой промышленности. В связи с этим с одеждой в стране дело обстояло неважно, найти нижнее белье в магазинах было непросто, купить его на чёрном рынке не каждый мог себе позволить. Поэтому многие его просто не имели. Был, правда, вариант пошить его самому (что, похоже, сделал призывник на фотографии, стоящий на весах). Но ткань (или, как тогда говорили, мануфактуру) в магазинах по тем же причинам тоже трудно было найти, да и не все умели шить.  


       


Вот ещё несколько документальных фотографий, подтверждающих реальность упоминаемых в сценарии "голых" сцен в ходе прохождения медицинской и призывной комиссий в военкомате.









В сценарии есть эпизод, в котором на пути следования отряда морской пехоты оказывается группа гражданских лиц (в основном состоящая из женщин и девушек), копающая лопатами противотанковый ров на подступах к Ленинграду. Один мой знакомый, прочитав сценарий, сказал мне, что к таким работам привлекалось гражданское население под Москвой, но не под Ленинградом. Чтобы убедить его в том, что и под Ленинградом было то же самое, пришлось показать ему следующую фотографию сделанную в 1941 году под Ленинградом. 



В одном из эпизодов сценария морпех-политрук поднимает морскую пехоту в атаку призывом "За Родину, За Сталина - вперёд!". Нашлись читатели, которые пытались меня убедить, что на самом деле "За Сталина" никто на войне не кричал (тем более морская пехота). На это могу сказать следующее. Во-первых, в сценарии "За Сталина" кричит политрук, а он по должности своей Сталина обязан был вспоминать. Во-вторых, есть множество мемуаров ветеранов-фронтовиков, утверждающих, что "За Сталина" в атаке кричали и рядовые бойцы. В этом, учитывая тогдашнюю мощную политическую пропаганду, ничего удивительного нет. Сталина в то время прославляли везде и всюду, что не могло не сказаться на сознании людей. Вот, например, интересная фотография, сделанная в годы Великой Отечественной войны в городе Полярном (тогда Полярный был столицей Северного флота). Запечатлённый на фотографии гигантский памятный знак (сейчас его, конечно, уже нет)  был пропагандистским средством воздействия на советских военных моряков (в том числе на морскую пехоту).   


      


Морская пехота в фотографиях


Для наглядности  сюжета своего киносценария о советской морской пехоте времён В.О.В. приведу некоторые исторические фотографии (если кликнуть по ним компьютерной мышкой они увеличатся в размерах).

 

Так, на 27-й странице сценария на верхней корабельной палубе  происходит большой сбор личного состава экипажа боевого корабля и представитель командования флота объявляет морякам о формировании частей морской пехоты, предлагает добровольцам продолжить воевать в составе этих частей уже на сухопутном фронте. Ниже представлена фотография, на которой показан такой сбор. Отличие данной фотографии от описанного в сценарии заключается лишь в том, что на фотографии в большом сборе участвуют моряки, уже вызвавшиеся сражаться в морской пехоте (они с вещмешками и слушают напутственные слова старшего командного состава).    




На 36-й странице сценария рассказывается о том, как проходило предбоевое военное обучение морской пехоты. Вот фотография, на которой морская пехота во время такого обучения. 




На 52-й странице сценария морская пехота Северного флота (рядовые морские пехотинцы и два офицера) идёт на катере по морю к месту десантирования. Имеется фотография, на которой снято тоже самое о чём говорится на указанной странице сценария. 



На 53-й странице сценария морская пехота десантируется с катера на берег. Морские пехотинцы спускаются с катера по сходне, а немецкие солдаты обстреливают их из миномётов. Вот фотография, на которой запечатлена такая же картина.  


 

   

На 60-й странице сценария показан бой на Кольском полуострове рядом с берегом Баренцова моря морской пехоты Северного флота с немецкими егерями. Морские пехотинцы контратакуют егерей. Эта контратака выглядела приблизительно так, как на указанной ниже фотографии (на ней хорошо запечатлён ландшафт северного побережья Кольского полуострова).   



На 67-й странице сценария отряд морской пехоты (колонна), возглавляемый двумя офицерами идёт строем по городской улице возле поврежденного взрывом здания (по смыслу сюжета это город Ленинград). Вот фотография, на которой отряд морской пехоты с двумя офицерами впереди бравым шагом идёт строем по фронтовому Ленинграду.




На 68-й странице сценария морская пехота расположилась на привал в лесу. Благодаря стараниям фронтового фотокорреспондента мы можем сейчас посмотреть на то, каким этот привал морской пехоты мог быть. 




На 71-й странице сценария морская пехота отдыхает возле походной кухни и один из морских пехотинцев играет на гармони "Матроское яблочко". На следующей фотографии можно взглянуть на такого морпеха-гармониста.




На той же 71-й странице сценария, когда морская пехота отдыхает и слушает "Матроское яблочко" в исполнении морпеха-гармониста, два морских пехотинца под мелодию гармони пускаются в пляс. Я отыскал фотографию, на которой видно, как танцевали морпехи в минуты отдыха.  


 


На 73-й и 79-й страницах сценария упоминается находящаяся среди морских пехотинцев девушка-санитарка. На следующей фотографии две девушки-санитарки, воевававшие в морской пехоте.




А вот девушка-санитарка непосредственно во время боя в окопе, в котором держит оборону морская пехота. 


 


На 80-й странице сценария морская пехота с криками "Полундра!" решительно бросается в атаку. Внешний вид морских пехотинцев производит устрашающее впечатление. Ниже привожу фотографии, позволяющие представить картину подобной атаки. 


 


  


 


На 92-й странице сценария описывается процесс замены формы морской пехоты с флотской (чёрно-синей), на сухопутную (защитного цвета), но с отдельными элементами флотской. На приведённой ниже фотографии морские пехотинцы (двое из них) одеты как раз в такую смешаную форму (гимнастёрки защитного цвета, но погоны и нашивки флотские; под гимнстёркой морская тельняшка).   


На следующей фотографии морские пехотинцы тоже в смешаной форме (видны морские фуражки и бескозырки).



На 123-й странице сценария морская пехота идёт походным маршом по загородной дороге к месту проведения боевой орперации. Вот фотография, на которой показан такой походный марш.

 


На 132-й странице сценария морская пехота идёт на прорыв. Перед его началом все морские пехотинцы скидывают с себя гимнастёрки и атакуют врага в тельняшках. Вот фотографии, демонстрирующие то, как такое происходило в действительности.


 


 


 

 

На 142-й странице сценария (в финальном кадре) камера фокусируется на двух бескозырках, на ленточке одной из которых написано «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ», а на ленточке другой «БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ».  Вот, что представляли из себя такие бескозырки (морская пехота не отказалась от них даже когда переоделась в форму защитного цвета).

    

        


                 


Морская пехота в агитплакатах


В развитие затронутой в моём сценарии темы морской пехоты привожу подборку агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны, на которых изображена советская морская морская пехота в бою и не только.  Под плакатами я указал к какому именно флоту относилась показанная на них морская пехота. На некоторых плакатах морская пехота нарисована вместе с другими находившимися рядом с ними на фронте лицами.          


 

Морская пехота Балтийского флота  



Морская пехота Балтийского флота 



Морская пехота Черноморского флота


 

Морская пехота Балтийского флота

                                                               

Морская пехота в живописи


В изобразительном искусстве морская пехота привлекала внимание не только художников агитпрома. Морская пехота вдохновляла на творчество и более серьёзных мастеров кисти. Привожу подборку художественных полотен, в которых советская морская пехота запечатлена во всей её красе. Под картинами мои относящиеся к теме морской пехоты пояснительные надписи. 



Морская пехота всегда делала так, чтобы была видна "морская душа" - тельняшка


Морская пехота атакует врага (тельняшка напоказ - способ устрашения врага)

                                                               

На этой картине морская пехота в смешанной форме (то есть в сухопутной, но с отдельными элементами морской)


Морская пехота десантируется на берег

                                                                                                                     

КОНЕЦ...   


Разделы сайта: Работы автора: Контакты с автором:
Об авторе "Аркадий Северный-король советского шансона"  +7 (921) 036 33 82
Мои работы

"Аджимушкай. Подземный гарнизон"

      tenzin.r@mail.ru ,
Фотогалереи "Колонист"            tenzin70@mail.ru
Сценарии фильмов "Дирижабли: история и перспективы" 
Блог автора "Святослав Храбрый. Начало пути"
Отзывы "Чусовая-забытая река великого будущего"
Кинорецензии "Иван Калита"
Видео "Завоевание Луны"