"Чусовая - забытая река великого будущего". Сценарий документально-художественного фильма


                       (О прошлом, настоящем и будущем легендарной уральской реки Чусовой)


                Река Чусовая! Река Чусовая!

             Немного строптивая, очень живая!

             Сквозь горные цепи несёшь свои воды

             Среди первозданной уральской природы.

                                                                                                 поэт Иван Есаулков


       Сценарий документально-художественного фильма «Чусовая – забытая река великого будущего» посвящён, как можно понять из его названия, реке Чусовой. Чусовая единственная река, пробившая себе путь через хребет Уральских гор. Она заслуженно считается главной рекой Урала.  Своё начало Чусовая берёт в Челябинской области, а её устье находится уже в Пермском крае, где она впадает в Каму.

 

Чусовая очень красивая река: она течёт по необычайно живописным местам, включающим в себя горы, скалы, острова, леса, старинные селения. Поэтому в наше время Чусовая пользуется большой популярностью у туристов, которые сплавляются по ней на лодках и любуются её красотами.

 

Чусовая имеет богатую историю. В прошлом она играла исключительно важную роль в экономике России.  Кто видел Чусовую, тот знает, что в большинстве своих мест она очень мелкая (в засушливое лето её глубина может не превышать 20 см).  Такой она была всегда. Однако это не помешало ей на протяжении почти двух столетий (в 18-м и 19-м веках) быть главной транспортной артерией многочисленных металлургических заводов Урала. Именно по Чусовой данные заводы на сотнях судов переправляли в Европейскую Россию свою продукцию (чугун, железо, медь). Как такое было возможно и как это происходило подробно описано в указанном выше сценарии.

 

К сожалению, сейчас Чусовая используется в народном хозяйстве России слабо и нерационально: в основном для сброса загрязнённых стоков промышленных предприятий Урала. Но так будет не всегда. Фактически забытую страной реку в будущем обязательно вспомнят и о  Чусовой заговорит весь мир. Почему это произойдёт также объяснено в сценарии.

 

Сценарий документально-художественного фильма «Чусовая – забытая река великого будущего» - первая сценарная работа, в которой  одновременно затрагиваются вопросы прошлого, настоящего и будущего Чусовой. В какой-то степени сценарий является призывом к обществу обратить внимание на имеющиеся, но, увы, не задействованные мощные экономические потенциалы России.

 

Данная работа – сценарий не просто документального фильма, а документально-художественного фильма. В нём помимо документального повествования для большей наглядности прописаны ещё и художественные сцены, которые при съёмках фильма должны исполняться актёрами. Ранее подобных работ о Чусовой ещё не создавалось и в этом заключается новаторский характер сценария.

 

Сценарий написан в профессиональном сценарном формате "Писарь".

 

Читать синопсис тем, кто заранее не хочет узнать сюжет сценария, смысла нет.



Дополнительные материалы 


Кинохроники сплава железных караванов по Чусовой нет. Но при съёмках в 1983 году художественного фильма "Демидовы" в одном из эпизодов такой сплав был частично воссоздан. В этом коротеньком эпизоде продолжительностью около двух минут показывается столкновение барки с чусовским бойцом (скалой). Рекомендую посмотреть (для этого необходимо кликнуть мышкой по надписи "Просмотр").     


Просмотр


P.S. Правда, барки в указанном выше фильме уж больно маленькие. В действительности они были значительно больше. Вёсла (потеси) на барках в фильме тоже показаны неверно. На самом деле вёсла были в виде брёвен, в концы которых под прямым углом были вставлены доски (то есть такие вёсла имели очень необычный вид). 


Имеется несколько старинных фотографий, на которых запечатлён Чусовской сплав, барки и сами сплавщики. Их немного. Вот они (фотографии можно увеличить, если кликнуть по ним мышкой).


                                                   

                                           Спуск только что построенных барок на воду


                                                         

                                                                                 Загрузка барок


                                                         

                              Отход барки Билимбаевского завода от заводской пристани 

                                            (на данном фото хорошо видны барочные вёсла)


                                                        

                                                                         Палуба барки


                                                                      

                                                             Барка уходит в плавание по Чусовой 


                                                                      

                      Река Чусовая- остановка в пути барки караванного распорядителя


                                                                     

                        К берегу пришвартована чусовская барка после её прибытия в Пермь


А вот фотографий двух металлургических заводов Урала, имевших свои пристани на реке Чусовой и снаряжавших собственные железные караваны.


                                                        

                            Билимбаевский чугуноплавильный и железоделательный завод

                                (православный собор в отличии от завода существует и поныне)   


                                                          

                   Васильевско-Шайтанский чугуноплавильный и железоделательный завод

                                 (первоначальное его название - Нижнешайтанский, поблизости                    

                                    от него находился ещё и аналогичный Верхнешайтанский завод)


Фотогорафии некоторых других металлургических заводов Урала 19-го века, принимавших участие в Большом Чусовском сплаве, можно посмотреть ЗДЕСЬ


На пути железных караванов высились скалы, называемые на Чусовой бойцами. Бойцы были очень опасны для барок, так как те регулярно разбивались о них и тонули. Вот фотография самого грозного бойца на Чусовой.


                                                 

                                                                 Боец "Разбойник"

                                                           (дальний и ближний планы) 

                                                              

До 1880 года он был значительно больше и сильно выступал в реку. Обойти  выступ "Разбойника" баркам было очень трудно, сколько  их разбилось об него - не сосчитать. Но в указанный год "Разбойник" для облегчения  судоходства взорвали и сгладили, после чего он стал не столь страшен.


Фотографии других бойцов Чусовой (но далеко не всех) можно посмотреть ЗДЕСЬ.                                                           


Немалые сложности для чусовской навигации создавали и многочисленные переборы, на которых и без того быстрая река ускорялась ещё более. Ниже фото самого протяжённого перебора Чусовой.


                                                         

                                                                                Кашкинский перебор


Вот как описывал этот перебор в 19-м веке в очерке "Бойцы" писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк: "Напротив селения правый берег Чусовой поднимается крутым каменистым гребнем, течение суживается, образуя очень опасный Кашкинский перебор. Здесь вода шумит со страшной силой, и барки летят мимо пристани, как птицы. Падение реки здесь настолько сильно, что заметно простым глазом: река катится прямо под гору. Таких мест в гористой части Чусовой немало, и река в них играет с особенной яростью".


Фотографии некоторых других чусовских переборов можно увидеть  ЗДЕСЬ.

 

Чусовая многих восхищала своими прекрасными пейзажами. Вот фотография одного из них.


                                                        

                                                                  Река Чусовая летом


Другиe подобные фотографии можно посмотреть ЗДЕСЬ.


В сценарии упоминается весеннее половодье на Чусовой. Вот фотография, на которой видно, что оно из себя представляет в наши дни.


                                                        

                                                                                       Чусовая разлилась


Можно взглянуть и на видео указанного выше половодья Чусовой (для этого необходимо кликнуть мышкой по надписи "Просмотр", "Просмотр 2"). 


Просмотр


Просмотр 2

   

P.S. На видео хорошо заметна высокая скорость речного течения во время половодья.


В 1910/12 годах, когда в России всерьёз обсуждался вопрос создания Великого Трансуральского водного пути, по Уралу совершил большое путешествие (фотографическую экспедицию) пионер отечественной цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Специально под этот проект он сделал целый ряд замечательных фотоснимков (к ним, в частности, относится размещённое выше фото чусовской барки в Перми) . Вот один из них.


                                                           

                                                                     На берегу Чусовой

                                                           (в шляпе - С.М. Прокудин-Горский)

                                                         

Некоторые из этих прекрасных фотографий с видами Чусовой и её окрестностей, а также самих чусовлян вы можете увидеть ЗДЕСЬ


В сценарии упоминается разработанная российскими учёными концепция траснпортно-энергетической водной системы России (ТЭВС России). Согласно данной концепции все крупные реки и озёра России должны быть соединены друг с другом судоходными каналами. В случае реализации этого грандиозного проекта будет образована единая судоходная сеть, которая охватит собой всю страну. Важное место в этой концепции отведено Чусовой. Вот как должны будут выглядеть внутренние водные пути России после их модернизации в свете упомянутой выше концепции (кликнув по карте мышкой она увеличится в размерах).


                      


Разделы сайта
Мои работы

Контакты со мной


+7 (921) 036 33 82

tenzin.r@mail.ru ,

tenzin70@mail.ru


Об авторе

"Аркадий Северный-король советского шансона"


Мои работы"Аджимушкай. Подземный гарнизон"
Фотогалереи"Колонист"
Сценарии фильмов"Чёрные дьяволы"
Блог автора"Чусовая - забытая река великого будущего" - текст сценария
Отзывы