ПРОДОЛЖЕНИЕ СИНОПСИСА СЦЕНАРИЯ ТЕЛЕСЕРИАЛА "ИВАН КАЛИТА"

Князь Иван Калита (около 1283г. или около 1288г. - 31 марта 1340г.)



ПЯТАЯ СЕРИЯ

 

         Иван Калита подкупает вооружённую прислугу рабовладельца и разговаривает с русскими пленными, после чего просит прислугу пригласить самого рабовладельца. Тот быстро появляется и Калита, немного поторговавшись с ним, из чувства христианского сострадания выкупает всех русских пленных, которым сразу же дарует полную свободу, обещая выделить им деньги на дорогу домой.

 

Мужики-простолюдины несут гроб с останками князя Михаила в сопровождении его сыновей Дмитрия и Александра, а также иных участников траурной процессии под звон церковных колоколов по дороге к православному храму. По обе стороны дороги массовое скопление тверичан, которые дружно встают на колени и крестятся (многие из них плачут).   

 

Сарай. Иван Калита стоит у входа в юрту хана Узбека, наконец-то согласившегося его принять. По выражению лица Калиты видно, что он волнуется. К нему подходит придворный вельможа и спрашивает, где дары хану. Калита оборачивается и указывает рукой на подъезжающую к юрте повозку, гружённую денежными мешками. Вельможа с пониманием кивает.

 

1320 год. Сарай. Хан Узбек, приняв дары от Ивана Калиты, беседует с ним в своей юрте. Калита, стоя на коленях, признаётся Узбеку, что сызмальства воспитан в духе безграничной покорности и верности хану, считает себя его рабом, готов беспрекословно исполнить любую его волю, приложить максимум усилий для укрепления его власти, в чём и видит своё предназначение. Хан с  интересом слушает Калиту, просит его рассказать о том, какой бы ему хотелось видеть ханскую политику в отношении русских земель. Калита отвечает, что, по его мнению, хану надо положить конец междоусобным раздорам русских князей, усилить самого верного Золотой Орде русского князя и сплотить под его властью все русские княжества. Это даст возможность успешно противостоять непрерывно возрастающему натиску Запада (особенно Великого княжества Литовского, которое уже потихоньку начало захватывать земли русского улуса, уводя их из-под власти Золотой Орды). Хан спрашивает Калиту, готов ли тот сам стать главным князем русского улуса. Калита отвечает, что готов, но никогда не будет просить хана об этой милости, поскольку тот сам знает, кого следует одарить столь высокой честью. Хану нравится ум и обаятельность Калиты, он обещает последнему подумать о его судьбе и сообщить о своём решении. Данное решение хан приказывает Калите дожидаться в Сарае.

 

Московское предместье. Холодное утро. Окружённый слугами князь Юрий с недовольным и злым лицом, держа в руках хлебный каравай и солонку с солью, стоит на дороге, ожидая появление ханского посла Гаянчара. Того всё нет и нет. Юрий тихо высказывает в адрес посла многочисленные проклятия. Наконец, Гаянчар появляется верхом на коне в сопровождении малочисленного конного отряда монгольских воинов. Лицо Юрия сразу становится приветливым и добрым. Он подбегает к Гаянчару, падает перед ним на колени и, воздав здравицы, кланяется. Затем, поднявшись на ноги, угощает посла хлебом-солью. Далее, передав каравай и соль слугам, берёт посольского коня, на котором по-прежнему сидит Гаянчар, под уздцы и ведёт его к Москве, непрестанно говоря послу заискивающим голосом, как он сильно рад его видеть.          

 

Москва. Княжеские палаты. На княжеском троне важно восседает посол Гаянчар. Перед троном - стол заставленный всевозможными яствами.  Возле стола на коленях стоит князь Юрий, а за его спиной тоже на коленях несколько бояр. Юрий спрашивает у Гаянчара, с какой целью тот пожаловал в Москву. Гаянчар объясняет, что город Тверского княжества Кашин имеет большую недоимку по уплате хану дани. Ему надо явиться в этот город и силой заставить кашинцев уплатить долги. Однако отряд у него небольшой, если жители Кашина восстанут против него, то ему не поздоровится. Поэтому он требует, чтобы Юрий со своей дружиной оказал ему силовую поддержку. Юрий отвечает Гаянчару, что поможет ему с превеликой радостью.  


Тверь. Князь Дмитрий вместе со своим младшим братом Александром обсуждают появление на территории Тверского княжества дружины князя Юрия и монгольского отряда посла Гаянчара. Дмитрий настроен решительно. Он хочет выйти со своей ратью навстречу непрошенным гостям и дать им бой. Однако Александр предостерегает старшего брата от этого необдуманного шага, напоминая судьбу их отца. Александр говорит, что хан Узбек никогда не простит им, если в результате боя погибнет хотя бы один монгольский воин. Поломав головы, братья решают почти вплотную подойти со своим войском к объединённым силам Юрия и Гаянчара (для оказания на последних психологического давления), а затем вступить с ними в переговоры, вести которые будет Александр, ибо горячий по характеру Дмитрий боится не удержаться и убить ненавистного ему Юрия.

 

Тверское княжество. На лесной полянке происходит встреча Александра Михайловича с князем Юрием и послом Гаянчаром (все верхом на конях). Юрий и Гаянчар предъявляют Александру претензии по поводу недоимки кашинцев по уплате дани и о своей готовности силой заставить тех расплатиться по долгам. В ответ Александр говорит, что тверская рать не пустит Юрия и его дружину в Кашин. Юрий возмущённо обвиняет Александра в открытом неповиновении ханской воле. Александр отвергает эти обвинения и говорит, что недоимка будет выплачена Гаянчару сегодня же из княжеской казны, а потому Юрию нечего делать в Кашине. Юрий распаляется и заявляет, что сморкаться хотел на Кашин, но если в Тверском княжестве стали возникать проблемы с уплатой дани, то, значит, князь Дмитрий не справляется со своими обязанностями, а потому сбор дани на тверских землях должен осуществлять он, Великий князь Владимирский Юрий. Гаянчар поддерживает позицию Юрия, говорит, что тот рассуждает разумно и справедливо, а слова Александра пахнут изменой хану. Александр отвечает, что без прямого ханского повеления князь Дмитрий никогда не позволит Юрию собирать дань на тверских землях, но согласится собранную им (то есть Дмитрием) дань в установленные сроки отдавать Юрию, чтобы тот сам отвозил её в Золотую Орду. Это предложение устраивает Юрия, он его принимает и на том переговоры заканчиваются. 

 

Тверь. Князь Дмитрий и его брат Александр обсуждают свою политическую линию в отношении князя Юрия. Им очень хочется скомпрометировать его перед ханом Узбеком. Поспорив по данному поводу они, зная сребролюбие Юрия, решают передать ему ханскую дань с тверской земли значительно раньше установленного срока, надеясь, что тот попытается провернуть с ней какую-нибудь махинацию, о которой они ввиду её масштабности наверняка узнают.

 

Новгород. Князь Юрий встречается с группой самых богатых новгородских купцов и ростовщиков («золотых поясов»). Он сообщает им, что князь Дмитрий передал ему ханскую дань со всего Тверского княжества значительно раньше установленного срока. Юрий предлагает им пустить в оборот эту дань и вернуть ему её уже с процентами. Купцам и ростовщикам предложение Юрия кажется заманчивым, но они боятся гнева хана Узбека. Однако Юрию удаётся убедить их в том, что данная коммерческая операция будет для них совершенно безопасной. 

 

Тверь. Купец из Новгорода Агафон, встретившись с князем Дмитрием и его братом Александром, сообщает им, что располагает компроматом на князя Юрия. Братья просят Агафона поведать им о данном компромате. Однако Агафон согласен сделать это только за высокое вознаграждение. Дмитрий даёт Агафону княжеское слово заполнить золотом его сапоги. Обещание Дмитрия вызывает восторг у Агафона и он рассказывает, что князь Юрий передал собранную с тверской земли ханскую дань под ростовщический процент новгородским «золотым поясам», а его при раздаче дани обделил ею, чем сильно обидел.  

 

1322 год. Сарай. Хан Узбек после доклада прибывшего к нему князя Дмитрия об указанных выше махинациях князя Юрия впадает в ярость. Он сразу же лишает Юрия ярлыка на Великое княжение Владимирское и передаёт этот ярлык Дмитрию. 

 

Сарай. Хан Узбек встречается с Иваном Калитой и объявляет тому, что лишил князя Юрия не только ярлыка на Великое княжение Владимирское, но и ярлыка на московское княжение. Ярлык на московское княжение он отдаёт Калите и приказывает тому отправляться в Москву, схватить там Юрия и под стражей доставить его в Сарай. Чтобы Юрий не вздумал противиться ханской воле и оказывать сопротивление новому московскому князю, Узбек решает направить в Москву вместе Калитой большой отряд монгольских воинов. Иван Калита клянётся хану, что сделает всё, чтобы Юрий как можно скорее оказался в Золотой Орде.

 

После двухлетнего пребывания в Золотой Орде князь Иван Калита  следует в Москву (помимо собственной свиты его сопровождают монгольские воины). На одном из привалов он тайно отправляет в Москву вперёд себя гонца с устным посланием к князю Юрию, в котором предупреждает того об опасности и призывает спасаться бегством.   

 

Москва. Князь Юрий получает послание князя Ивана Калиты. Оно повергает его в шок. Он решает срочно бежать в Новгород, прихватив с собой  серебро, которое должно было пойти на выплату очередной дани хану Узбеку.

 

Князь Юрий с небольшой прислугой отправляется в Новгород. Его провожают приближённые к нему бояре. Они грустны, поскольку не надеются когда-либо снова увидеть его. Однако Юрий приободряет их, говоря, что он не намерен сдаваться, что он ещё поборется за власть и верит, что выйдет из этой борьбы победителем.   

 

ШЕСТАЯ СЕРИЯ

 

        1322 год. Новгород (столица Новгородской республики, в которой княжеского правления не было, но князья были – их новгородцы приглашали на службу из близлежащих княжеств, чтобы те вершили гражданский суд и занимались вопросами обороны). Перед церковью собралось общегородское вече, то есть народное собрание (внешне оно выглядит как обыкновенная толпа, состоящая из одних взрослых мужчин). На возвышении (лобном месте) посадник представляет собранию князя Юрия и предлагает утвердить его новгородским князем. Затем Юрий произносит короткую предвыборную речь и ему из толпы задают каверзные вопросы, на которые он даёт уверенные ответы. Толпа обсуждает Юрия (высказываются диаметрально противоположные мнения). Далее по команде посадника начинается голосование криком. И противники, и сторонники Юрия кричат примерно одинаково громко. Посадник объявляет, что не может определить большинство. Тогда между сторонниками и противниками Юрия разгорается яростный кулачный бой, в котором победителями оказываются первые, а вторые спасаются бегством. После этого посадник объявляет, что кандидатура Юрия вечем утверждена.    

 

Князь Иван Калита, сидя на княжеском троне, что-то говорит (что именно неслышно) двум стоящим перед ним боярам-послам. Он же за кадром даёт к данной сцене комментарий, из которого следует, что князь Юрий, спасаясь от гнева хана Узбека, несколько лет скрывался в Новгородской земле, где, служа новгородцам по договору, сумел сколотить большое состояние. Он отправлял послов к Юрию, через которых советовал Юрию для сохранения собственной жизни оставаться и дальше в Новгороде. Однако тот не послушал его.

 

1324 год. Новгород. Князь Юрий беседует с прибывшим к нему  золотоордынским послом Ахмылом. Тот настоятельно рекомендует Юрию явиться к хану Узбеку с повинной. Юрий поначалу отвергает данное предложение. Однако Ахмыл напоминает Юрию, что тот, несмотря на кончину своей супруги Агафьи (Кончаки) по-прежнему считается родственником хана и это, несомненно, зачтётся в Золотой Орде при решении его судьбы. По мнению Ахмыла, если Юрий не поскупится на дары хану, то у него будут реальные шансы заполучить ханское прощение и добиться возвращения себе Великого княжения Владимирского. В конечном итоге, Юрий, поддавшись уговорам, обещает Ахмылу добровольно явиться в Сарай. 

 

Тверские дружинники, окружив несколько телег обоза князя Юрия, торжествующе кричат и трясут оружием. Далее в кадре князь Юрий, галопом несущийся по полю верхом на коне в сопровождении двух своих конных телохранителей. Находящийся за кадром Иван Калита поясняет, что первая попытка Юрия добраться до Золотой Орды окончилась неудачей. Путь отряда Юрия отследил брат князя Дмитрия Александр и невдалеке от Ярославля со своей дружиной разгромил его, захватив обоз со всеми приготовленными для хана дарами. Сам Юрий едва смог уйти от погони тверичан и, оказавшись без денег, вынужден был вернуться на Новгородскую землю.

 

Князь Юрий в качестве пассажира плывёт на плоту по реке. Находящийся за кадром Иван Калита поясняет, что спустя некоторое время Юрий, вновь скопив большие средства, предпринял вторую попытку явиться в Золотую Орду и она оказалось успешной, поскольку опальный князь выбрал долгий окольный путь – добравшись до Камы, спустился по ней до Волги, по которой отправился к Сараю. 

 

1325 год. Сарай. Хан Узбек восседает на троне в своей просторной юрте. Передним ним стоит на коленях, многократно бьёт челом, лобзает его ноги и умоляет о прощении князь Юрий. Последний отмечает, что привёз своему глубокоуважаемому и искренне любимому господину (то есть хану Узбеку) так много даров, что не смог их сюда принести, поскольку, чтобы разместить их потребуется три таких юрты. Узбек с холодным выражением лица приказывает Юрию передать дары в ханскую казну и дожидаться его решения в Сарае. Юрий, не вставая с колен (фактически стоя на четвереньках), пятится  к выходу из юрты.

 

21 ноября 1325 года (канун седьмой годовщины смерти князя Михаила). Князь Юрий, выведя своего коня попоить на речку, случайно встречает там за таким же занятием князя Дмитрия (тот оказывается тоже прибыл в Сарай на аудиенцию к хану Узбеку). Они вступают друг с другом в разговор, в ходе которого Дмитрий спрашивает Юрия, не мучает ли того совесть за содеянное в отношении его (Дмитрия) отца. Юрий даёт циничный ответ об отсутствии у него каких-либо душевных мук по данному поводу, чем вызывает у Дмитрия бурю негативных эмоций. В гневе Дмитрий выхватывает меч. Юрий проделывает тоже самое. Между ними происходит поединок, в ходе которого Дмитрий убивает Юрия. 

 

Князь Дмитрий стоит на коленях перед ханом Узбеком и объявляет тому, что, не удержавшись убил негодяя и вора – князя Юрия, и покорно явился к нему на ханский суд. Хан недоволен поступком Дмитрия. Он отдает своим вельможам распоряжение отправить тело Юрия в Москву, а своим охранникам приказывает немедля взять Дмитрия под стражу и бросить в яму, где содержать до решения им его судьбы.

 

В яму к сидящему в ужасных условиях, закованному в цепи князю Дмитрию является православный священник. Он просит Дмитрия покаяться в убийстве князя Юрия. Однако Дмитрий каяться отказывается, называет Юрия подлецом, злодеем и слугой дьявола, говорит, что был не в силах простить тому гибели отца (князя Михаила) и пренебречь опасностью повторного получения Юрием ярлыка на московское или даже владимирское княжение, ибо тогда могла пострадать горячо любимая им Тверь и возвысится безмерно ненавидимая ему Москва.  

 

Сарай. Брат князя Дмитрия Александр и князь Иван Калита стоят на коленях перед восседающим в своей юрте на троне и перебирающим нефритовые чётки ханом Узбеком. Александр и Калита, выступая по очереди, пытаются склонить хана на свою сторону. Александр оправдывает Дмитрия, указывает на то, что Юрий был клеветником и вором. Калита, напротив, обвиняет Дмитрия в явном превышении власти, в проявлении открытого и наглого неуважения к ханской воле. На основании всех своих доводов Калита озвучивает личное мнение – тверские князья ненадёжны и опасны, а потому не заслуживают того, чтобы им принадлежало Великое княжение Владимирское, что будет справедливым, если хан передаст это княжение другому, более верному Золотой Орде князю. Александр просит хана не слушать Калиту, поскольку тот в силу своей несусветной жадности привёз хану даров в разы меньше, нежели он – Александр, желающий, помимо этого, в добровольном порядке увеличить размер выплачиваемой хану дани с тверской земли. Спор между Александром и Калитой чуть не заканчивается дракой между ними. Однако хан ставит в нём точку. Он объявляет, что своим рабам он может простить всё что угодно, но только не самоуправство и своеволие, а потому он приговаривает Дмитрия к публичной и лютой казни, свершить которую приказывает в его ближайший день рождения. Тут же хан лишает Дмитрия ярлыка на тверское княжение, ярлыка на Великое княжение Владимирское и передаёт их (к большому неудовольствию Ивана Калиты) младшему брату Дмитрия Александру.   

 

15 сентября 1326 года (в этот день князю Дмитрию исполнилось 28 лет). Сарай. Монгольские стражники приводят закованного в кандалы князя Дмитрия на речной берег к месту его казни. За казнью с суровыми лицами молча наблюдают Чолхан (двоюродный брат хана Узбека) и его охранники. Посмотреть на казнь пришли также слуги Дмитрия и князь Александр. Слуги со слезами на глазах выкрикивают Дмитрию поздравления с днём рождения. Александр кричит брату, что великое княжение Владимирское осталось за Тверью. Эта весть радует Дмитрия и он громко провозглашает, что именно Тверь будет центром земли русской. Один из стражников, желая заставить Дмитрия замолчать, сильно ударяет его ладонью по лицу. Однако Дмитрий выдерживает удар, бросается на ударившего его монгола, сбивает с ног и мёртвой хваткой впивается тому зубами в горло. Все усилия других стражников оторвать Дмитрия от обидчика положительного результата не дают – последнего Дмитрий не отпускает до тех пор, пока тот, не перестаёт, испустив дух, дёргаться. Взбешённые стражники ломают Дмитрию дубинками ноги, руки, рёбра, а потом ещё живого, осыпающего своих палачей проклятиями, но уже неподвижно лежащего на земле, забивают до смерти заранее приготовленными тяжёлыми камнями. В последние мгновения жизни Дмитрия Александр не выдерживает и кричит умирающему брату, что гордится им.  

 

Хан Узбек в своей юрте лежит на мягких подушках и неспешно попивает кумыс. Его окружает множество красавиц-наложниц, перед ним сидит Чолхан и докладывает ему о дерзком поведении Дмитрия во время казни, о возмутительных словах Александра, произнесённых в поддержку брата. Услышанное вызывает раздражение у хана, он называет всех тверских князей неисправимыми крамольниками и приказывает не отдавать тело Дмитрия тверичанам, а бросить его на съедение степным шакалам. Чолхан высказывает хану своё суждение относительно князя Александра. По мнению Чолхана, Александр в отличие от московского князя Ивана Калиты взял на себя неоправданно высокие обязательства перед ханом; если Александр действительно выплатит Золотой Орде дань в обещанном повышенном размере, то просто разорит тверские земли и породит среди населяющих их жителей голод, что в конечном итоге обернётся обезлюживанием податных территорий и большими недоимками, которые при всём желании невозможно будет взыскать. Хан отвечает, что думал над этим вопросом и у него самого возникали подобные опасения, но раз Александр, проявив инициативу, дал слово платить ему больше, то пусть держит обещание; на всякий случай, чтобы Александр не забыл про своё обещание, он решил отправить в Тверь с отрядом монгольских воинов Чолхана; если последний добьётся уплаты Александром дани в повышенном размере, то его (Чолхана) ждёт большое уважение хана и щедрая награда.        

 

Чолхан по дороге в Тверь, сомневаясь, что ему удастся собрать с тверичан дань в повышенном размере, решает со своим отрядом заехать сначала в Москву и попытаться склонить князя Ивана Калиту на дополнительные выплаты Золотой Орде, которые тот, как надеется Чолхан, произведёт через него. Благодаря этим выплатам Чолхан рассчитывает погасить недоимку, которая наверняка возникнет при сборе дани с тверичан, что, в свою очередь, поможет ему снискать уважение и награду хана Узбека.  

 

1327 год. Москва. Посол Чолхан встречается с князем Иваном Калитой и предлагает тому хотя бы раз уплатить дань в повышенном размере, как то пообещал делать регулярно князь Александр, ибо такой поступок сильно поднимет авторитет Калиты в глазах хана Узбека и поможет ему (Калите) отнять у Александра ярлык на Великое княжение Владимирское. Калита отвергает данное предложение, мотивируя отказ тем, что обещания официально великого, но, увы, не слишком умного князя Александра невыполнимы и он (Калита) не намерен брать на себя столь безответственно высокие обязательства. Чолхан пытается убедить Калиту в том, что обещания Александра вполне выполнимы. Калита, выслушав доводы Чолхана, заявляет, что согласится один раз уплатить дань в повышенном размере, но только, если Чолхан сможет собрать такую дань в Тверском княжестве. Чолхан злится и в запале рекомендует Калите уже приступать к поиску денег, поскольку он (Чолхан), в угоду хану Узбеку непременно взыщет с тверичан повышенную дань, даже если ему для этого придётся содрать с них три шкуры.

 

Тверь. Князь Александр и Чолхан стоят возле крыльца княжеского терема. Александр приглашает Чолхана в терем отобедать с дороги. В ответ Чолхан говорит, что отобедать там он сможет и без Александра и, вообще, в тереме отныне будет жить он со своими людьми, а Александр будет являться туда только с докладами к нему о ходе сбора дани. Далее Чолхан даёт указание Александру немедля приступать к сбору дани и заходит со своей прислугой в терем, бесцеремонно оставив Александра на улице. 

 

Тверь. Чолхан, сидя верхом на коне, в окружении монгольских конных воинов обращается к собравшимся на площади горожанам с короткой речью, в которой сообщает, что явился на тверскую землю со своими доблестными воинами, чтобы помочь князю Александру собрать дань с тверичан, которая отныне становится ровно в два раза выше, чем ранее. Горожане хмуро молчат и только стоящий в толпе юродивый громко высказывает в адрес Чолхана слова недовольства. Разгневанный Чолхан стегает юродивого плетью, но тот не унимается и вопит, что принимает муки от рук антихриста. Взбешённый Чолхан приказывает своим воинам поднять юродивого на копья. Однако те не успевают этого сделать, так как возмущенные действиями монголов тверичане утаскивают юродивого в глубь толпы и кричат, что не выдадут его на расправу. Чолхан, видя народную ненависть, отступает – зло плюёт на землю и со своими  воинами покидает площадь.         

 

Князь Александр в комнате обычной избы, заслушивает своих бояр. Те докладывают ему, что Чолхан и его люди совсем распоясались и помимо того, что крайне жёстко собирают с тверичан повышенную дань, ещё и бесчинствуют, творя всевозможные беззакония. Александр эмоционально взвинчен. Особенно сильно его возмущает, что Чолхан по собственному усмотрению и без согласования с ним определил размеры повышения дани. Сидя за столом и держась за голову, Александр сам себе говорит, как люто он ненавидит монголов, но затем, опять же сам себе, повторяет несколько раз о необходимости собрать всю свою волю в кулак и сдерживать кипящую в нём ярость, не давая ей выплеснуться.  


СЕДЬМАЯ СЕРИЯ

                                                  

         Тверь. 15 августа 1327 года. Дьякон Дудко в чёрном церковном облачении ведёт по городскому пустырю лошадь. По дороге ему встречаются несколько пеших монгольских воинов. Тем понравилась лошадь Дудко и они, грубо оттолкнув дьякона, забирают её себе. Однако Дудко не желает терять лошадь и с причитаниями цепляется за неё. Монголы хватают Дудко и грубо швыряют его на землю. Вокруг стекается народ, у которого Дудко громко просит защиты. На призывы дьякона откликается несколько молодцев - совместными усилиями они пытаются отобрать у монголов лошадь. В ответ монголы обнажают сабли, а один из них убивает ей самого ближнего к нему парня. Это вызывает взрыв народного негодования. На монголов наваливается вся собравшаяся толпа и беспощадно забивает их до смерти. Раздаётся чей-то пронзительный клич хвататься за ножи, вилы, дубины и изничтожить на корню весь отряд Чолхана. Горожане подхватывают данный клич и бросаются претворять его в жизнь. 

 

Толпа тверичан окружила княжеский терем, в котором засел Чолхан с остатками своего отряда (все остальные монголы, за исключением считанных единиц, ими уже убиты). Раздаются призывы сжечь княжеский терем вместе с занявшими в нём оборону Чолханом и его воинами. Однако народ не может решиться  сделать это без дозволения князя Александра. Неожиданно последний вместе со своим воеводой Антипом появляется в толпе. Горожане требуют от Александра поддержать их и дать разрешение на поджог его терема. Поначалу Александр не может решиться на это, но затем, поддавшись психологическому давлению толпы, махнув рукой, распоряжается поджечь терем.  

 

Из объятого огнём княжеского терема с воплями один за другим выбегают монгольские войны и их тут же убивают тверичане. Наконец, из терема выходит Чолхан – он направляется к Александру, стоящему прямо напротив главного входа в терем. Приблизившись к последнему, он опускается перед ним на колени и умоляет сохранить ему жизнь. Лицо Александра пылает ненавистью. Стоящий рядом воевода Антип настоятельно рекомендует Александру пощадить Чолхана. Александр, немного подумав, велит Чолхану встать - тот поднимается. Александр обнимает Чолхана, по-христиански просит у того за всё прощения, после чего мгновенно выхватывает из ножен свой кинжал и вспарывает им Чолхану живот.             

 

Сарай. Хан Узбек в своей юрте восседает на троне. Стоящий перед ним на коленях монгольский воин, один из немногих оставшихся в живых во время вспыхнувшего в Твери народного восстания (в момент восстания он пас коней за пределами города, благодаря чему и смог уцелеть), заканчивает рассказ об известных ему обстоятельствах гибели отряда Чолхана. Хан под впечатлением от услышанного тут же повелевает направить в Москву гонца с приказом князю Ивану Калите срочно прибыть в Золотую Орду.

 

Москва. Княжеские палаты. Золотоордынский гонец в присутствии бояр вручает князю Ивану Калите письменный приказ хана Узбека незамедлительно явиться в Сарай. После того, как гонец уходит, Калита признаётся боярам, что ему сразу стало понятно, чем закончится визит Чолхана в Тверь и он специально подначивал того на жёсткие действия, чтобы потом у него (Калиты) появилась возможность основательно разобраться с непокорным городом-конкурентом.  

 

Сарай. Хан Узбек в своей юрте восседает на троне. Перед ним на коленях стоит князь Иван Калита, который охая, обзывает тверского князя Александра Михайловича скотом и подонком, напоминает хану, что давно предупреждал его о патологической ненадёжности тверских князей и их опасности для Золотой Орды. Хан приказывает Калите присоединиться со своей ратью и ратью суздальского князя Александра Васильевича к монгольскому карательному корпусу под командованием темника Федорчука численностью в 50 000 воинов, направляемого в Тверь для её жестокого наказания и сожжения. Перед Калитой хан ставит задачу схватить князя Александра Михайловича, где бы тот не скрывался на территории Руси, и доставить в Сарай живым, или мертвым. Калита заверяет хана о своей готовности исполнить его приказ, но попутно, как бы невзначай, отмечает неэтичность преследования им, рядовым русским князем, Александра, являющегося Великим князем Владимирским. Хан соглашается с доводами Калиты и объявляет, что лишает тверского князя Александра как ярлыка на Великое княжение Владимирское (он передаёт его Калите), так и ярлыка на тверское княжение (он передаёт его младшему брату Александра Константину) и, более того, дарует Калите право собирать ханскую дань со всех русских земель и доставлять её в Золотую Орду. Калита благодарит хана за оказанную ему честь и клянётся оправдать ханское доверие.  

  

Тверь. Зима 1328 года. Князь Александр Михайлович обсуждает со своими боярами и воеводой Антипом приближение к городу объединенных монголо-русских карательных сил, общая численность которых составляет около 75 000 воинов. Воевода докладывает Александру, что со всей тверской земли для её защиты от карателей удастся собрать не более 10 000 воинов. Поначалу Александр высказывает желание встретить почётную смерть в битве с врагами. Однако бояре против этого, считая такой вариант развития событий чистым безумием. Им удаётся убедить Александра бежать в Новгородскую землю, а Тверь во избежание её полного уничтожения сдать карателям без боя.   

 

Тверь. Монгольские конные воины на скаку приближаются к деревянному дому и кидают на его крышу факелы. Из окон дома вылетают стрелы и копья его защитников. Стрелы поражают большинство приблизившихся к дому монголов. Однако это не спасает дом – он быстро охватывается пламенем. Находящийся за кадром Иван Калита поясняет, что совсем без боя боярам Тверь сдать не удалось – рядовые тверичане защищали свои дома от зашедших в город монголов с отчаянием обреченных.  

  

Тверь. На городской площади несколько сотен согнанных монгольскими воинами и готовящихся к казни тверичан (как мужчин, так и женщин). Здесь же находятся московский князь Иван Калита и его воевода (они верхом на конях). Монголы начинают лихо отсекать тверичанам головы саблями. Первым, у кого голова летит с плеч, оказывается дьякон Дудко. Наблюдающий за казнью Калита говорит воеводе, что главную задачу своего правления он видит в том, чтобы на его (то есть московских) землях монголы никогда никого не казнили и пока с данной задачей он справляется.  

 

Окрестности Твери. Лес. Военный лагерь москвичей. Князь Иван Калита зимней ночью греется у костра. К нему подходит воевода и докладывает о донесении разведки – князь Александр Михайлович с малочисленной охраной заночевал в близлежащей деревне, имеется возможность окружить её и взять Александра в плен. Однако Калита велит отправить к этой деревне небольшой отряд московских ратников, устроить возле неё шум, спугнуть Александра и дать ему уйти. Воевода недоумевает, ведь есть приказ хана Узбека схватить Александра и доставить его в Сарай живым или мёртвым. На это Калита отвечает, что не желает проливать кровь уже поверженного врага, который к тому же, как и он, принадлежит к роду Рюриковичей, то есть является его родственником. 

 

Псков (этот город в XIII веке входил в состав Новгородской республики, имел схожие с Новгородом органы государственного управления, но проводил в значительной степени независимую от Новгорода политику). Проходит заседание Совета господ (то есть совета высших должностных лиц города), на котором обсуждается вопрос о принятии на службу князя Александра. В совете есть сторонники заключения договора с Александром, но есть и противники. Последних пугает, что к Пскову хотя и медленно, но неуклонно приближается преследующая Александра во исполнение приказа хана Узбека московская рать, возглавляемая князем Иваном Калитой. Однако большинство голосов оказывается за сторонниками Александра и Совет принимает решение выдвинуть кандидатуру Александра для утверждения на городское вече. 

 

Окрестности Пскова. В шатёр к князю Ивану Калите является его воевода и докладывает, что ввиду категорического нежелания Пскова выдать Александра пришло время приступать по отношению к псковитянам к боевым действиям. Однако Калита не хочет войны и решает в очередной раз прибегнуть к помощи высшего церковного иерарха на Руси – митрополита Киевского и всея Руси Феогноста.

 

Псков. Перед православной церквушкой столпились прихожане. Среди них есть несколько семейных пар с новорождёнными детьми, которых они хотят окрестить. Из церкви выходит священник и объясняет прихожанам, что крещения не будет, также как и отпеваний, причащений и прочих религиозных обрядов, поскольку церковь, как и все остальные храмы Пскова, закрыта. Никак не ожидавшие такого поворота событий горожане требуют от священника объяснить причины закрытия храмов и священник объясняет – все городские храмы закрыты, поскольку митрополит Киевский и всея Руси Феогност проклял и отлучил всех псковитян от церкви за их отказ выдать князя Александра Михайловича на расправу хану Узбеку. Это новость повергает прихожан в шок, женщины начинают плакать и причитать.

 

Псков. Перед церковью собралось общегородское вече. Князь Александр выступает с краткой речью, суть которой сводится к тому, что он понимает сложность ситуации, возникшей в связи с проклятием и отлучением псковитян от церкви, и потому готов сдаться на расправу хану Узбеку. Однако вече не поддерживает Александра в его пораженческом намерении и советует ему бежать в Литву. С данным советом Александр соглашается, говорит, что, прислушиваясь к гласу псковского народа, уходит в Литву к князю Гедимину, а свою семью и детей оставляет в Пскове, так как не желает рвать связи с этим городом.

 

Окрестности Пскова. К Ивану Калите в его шатёр является делегация псковитян и сообщает, что князь Александр бежал из Пскова в Литву, оставив в городе свою семью. Делегаты заверяют Калиту, что хотят жить с ним в мире и просят его походатайствовать перед митрополитом Феогностом о снятии с них проклятия и их благословении. Калита интересуется у делегатов, готовы ли они выдать ему семью Александра. На это те отвечают категорическим отказом, заявляя, что Псков взял родичей Александра под свою защиту. Калита объявляет делегатам, что его всё устраивает, войны между Москвой и Псковом не будет, псковитяне митрополитом Феогностом будут прощены и вновь войдут в лоно православной церкви. Довольные ответом Калиты делегаты уходят. Присутствовавший при данной встрече московский воевода спрашивает у Калиты, почему тот не стал настаивать на выдаче семьи Александра. Калита отвечает, что хан Узбек приказал схватить и доставить в Сарай не семью Александра, а его самого, где бы тот не скрывался на территории Руси. Он для поимки Александра сделал всё возможное, на территории Руси тот теперь не находится, а потому никакой его (Калиты) вины перед ханом нет.

 

Великое княжество Литовское. Лес. Князя Александра и его малочисленную охрану встречает со своим отрядом князь Гедимин. Последний обнимает Александра и что-то приветливо ему говорит (что именно не слышно). Находящийся за кадром Иван Калита поясняет, что давний враг Золотой Орды князь Гедимин с радостью встретил и приютил Александра.  

 

Псков. Князь Александр в сопровождении малочисленной охраны едет по городу. Псковитяне восторженно встречают его, кидая вверх шапки и что-то крича (что именно кричат не слышно). Находящийся за кадром Иван Калита поясняет, что, прожив в Литве полтора года, Александр  вернулся в Псков, где был вновь утверждён псковитянами на княжение, после чего спокойно княжил в этом городе до 1336 года.  

 

Псков. 1336 год. Князь Александр в беседе с посадником (одним из высших должностных лиц Пскова) говорит, что очень скучает по Твери и мечтает вернуться туда. Посадник пытается отогнать от Александра такие опасные мысли, но его старания оказываются безуспешными - Александр объявляет, что отправляет к хану Узбеку с богатыми дарами на поклон своего старшего сына Фёдора, чтобы тот просил хана о его помиловании.

 

Сарай. Хан Узбек в своей юрте восседает на троне. Перед ним на коленях стоит 16-летний сын князя Александра Фёдор и просит о помиловании отца. Просьбу Федор мотивирует тем, что тверское восстание 1327 года возникло стихийно, никакого отношения к нему князь Александр не имел и виноват лишь в том, что не смог (хотя пытался изо всех сил), убедить тверичан прекратить свои безрассудные и неугодные Богу действия. Хан, выслушав Фёдора, говорит, что прощает его отца, но тот, если хочет вернуть себе тверское княжение, должен сам явиться к нему на поклон.

 

Псков. Князь Александр после возвращения из Золотой Орды сына Федора встречается с псковским владыкой (то есть с наместником новгородского архиепископа - ему подчинялась псковская церковь) и спрашивает  у того совета – стоит ли ему являться с повинной к хану Узбеку. Владыка, ссылаясь на коварство хана, рекомендует Александру не искушать судьбу и оставаться в Пскове. Однако Александр под тем предлогом, что как истинный патриот своей малой родины – Твери жаждет её поднять с колен и возвысить ради блага всей Руси, решает все-таки ехать с дарами в Сарай. Владыка благословляет его.

 

Сарай. 1338 год. Хан Узбек важно восседает в своей юрте на троне. Перед ним на коленях стоит князь Александр и просит либо казнить его, либо помиловать. Хан Узбек, оценив по достоинству явку с повинной Александра, тут же милует Александра, объявляет о лишении младшего брата последнего Константина ярлыка на тверское княжение и возвращении этого ярлыка Александру.

 

ВОСЬМАЯ СЕРИЯ

 

         Тверь. К князю Александру является ярославский князь Василий и жалуется на князя Ивана Калиту. Тот, получив право сбора дани для Золотой Орды со всей Руси, стал открыто хозяйничать на ярославских землях (чего не было во времена, когда великое княжение Владимирское принадлежало Александру). Также самовластно Калита ведёт себя и на других не принадлежащих ему землях. Василий от себя лично и от имени других князей высказывает подозрение, что Калита, как когда-то князь Юрий, присваивает себе часть ханской дани - неслучайно все за глаза зовут его денежным мешком. Александр интересуется у Василия, есть ли тому какие-либо доказательства. Михаил не может привести никаких доказательств, кроме того, что с каждым годом Москва явно становится всё богаче и богаче, Калита уже позволяет себе запросто покупать новые земли в чужих княжествах и присоединять их к своим владениям. Василий призывает Александра вновь вступить в борьбу за Великое княжение Владимирское и избавить Русь от власти великого московского хитреца (то есть Ивана Калиты).         

 

Князь Александр, вызвав к себе воеводу Антипа, приказывает тому тайно отправляться в Золотую Орду и передать хану Узбеку весть – к нему (Александру) поступают доносы русских князей о чинимом князем Иваном Калитой воровстве ханской дани. Антип клянётся выполнить порученное ему задание. 

 

Москва. К князю Ивану Калите является воевода Антип и сообщает о порученном ему князем Александре тайном задании. Эта новость вызывает у Калиты негодование (хотя внешне он его почти не проявляет, а лишь произносит несколько выдающих это негодование фраз). Он возмущён тем, что Александр вновь начинает раздувать огонь междоусобных распрей и подвергать опасности установившуюся на московских землях многолетнюю тишину от политических и военных потрясений. Калита требует от Антипа объяснить, в силу каких причин он пришёл к нему. Антип поясняет, что устал от долгих скитаний с Александром по чужим землям, хочет постоянства и стабильности, опасается, что это будет невозможно на службе у Александра и потому просит Калиту принять его на московскую службу. Калита соглашается взять Антипа к себе на службу и интересуется, располагает ли он какой-либо информацией, которая могла бы скомпрометировать Александра в глазах хана Узбека. Антип даёт утвердительный ответ.   

  

Сарай. Хан Узбек в своей юрте восседает на троне. Перед ним на коленях стоит князь Иван Калита. Последний говорит хану, что располагает неопровержимым доказательством того, что двоюродного брата последнего Чолхана лично, коварно и зверски убил князь Александр. Хан вначале не верит Калите. Тогда Калита представляет хану свидетеля – воеводу Антипа и тот полностью подтверждает сказанное Калитой. У хана багровеет лицо и наливаются кровью глаза, он приказывает срочно вызвать Александра к нему, а Антипу дожидаться приезда Александра в Сарае. Калите хан высказывает слова благодарности и объявляет, что из всех русских князей только ему доверяет в полной мере и отныне считает его главным князем русского улуса, которому будет оказывать всевозможную политическую поддержку.          

 

Тверь. Княжеские палаты. Погружённый в тяжелые думы князь Александр сидит на княжеском троне в окружении тверских бояр. Находящийся за кадром Иван Калита поясняет, что после получения вызова хана Узбека явиться в Сарай, Александр, почувствовав недоброе, вновь отправил туда с дарами вместо себя сына Фёдора. Из Золотой Орды Фёдор не вернулся, а прибыл гонец  с ханским приказом явиться в Сарай лично Александру. Далее Александр начинает обсуждать приказ хана. Бояре едины во мнении, что ничего хорошего поездка Александра в Орду не предвещает и советуют ему снова спасаться бегством. Однако Александр, надеясь, что вызов обусловлен началом разбирательства по его доносу на князя Ивана Калиту, решает ехать.

 

Князь Александр, попрощавшись со своей женой Анастасией и детьми, отправляется водным путём на загружённой дарами лодке в Золотую Орду. Однако внезапно поднявшийся сильный ветер прибивает уже отчалившую лодку назад к берегу. Видя в том плохое предзнаменование, все провожающие на берегу плачут, охают и умоляют Александра отменить поездку. Но Александр, объявив, что ради величия Твери готов сложить за неё свою голову, снова отходит на лодке от берега и уплывает.

Сарай. Прибывший в Сарай князь Александр встречает там своего сына Федора. Тот настоятельно просит отца не ходить к хану Узбеку и пока не поздно попытаться спастись бегством. Однако Александр, сказав сыну, что бежать уже поздно, идёт на аудиенцию к хану.

 

Хан Узбек в своей юрте восседает на троне. Перед ним на коленях стоит князь Александр. В юрту вводят воеводу Антипа. Хан проводит между ними очную ставку, в ходе которой Антип изобличает Александра в убийстве Чолхана. Александр обескуражен, но всё-таки пытается отрицать вину, утверждая, что Антип оговаривает его. Антип клянётся Христом, что изрекает чистую правду. Хан предлагает таким же образом поклясться в правдивости Александру, но тот отказывается это сделать, чем и выдаёт свою виновность. Александр, осознав, что отбить обвинение в убийстве Чолхана, ему не удалось, пытается оправдаться тем, что Чолхан сам во всём виноват – не надо было, собирая с тверичан дань в повышенном размере, проявлять чрезмерную жестокость. Однако в ответ хан говорит, что в этом виноват не Чолхан, а сам Александр, который ради получения ярлыка на Великое княжение Владимирское, по собственной инициативе пообещал выплачивать дань Золотой Орде в более высоком, чем ранее, размере. Александр не знает, чем опровергнуть данный аргумент хана и тот, посчитав разговор оконченным, велит Александру покинуть  юрту. Напоследок хан приказывает Александру не покидать Сарай и ожидать его приговора.

 

В шатёр Александра являются ханский вельможа Товлубей и монгольские стражники. С собой они привели воеводу Антипа (на нём заметны следы пыток, одежда изодрана, его руки связаны). Товлубей объявляет Александру приговор хана Узбека – Александр и его сын Фёдор должны умереть, казнь состоится через три дня. Товлубей кидает Антипа под ноги Александра и говорит, что хан дозволяет ему убить этого предателя. Александр плюёт на Антипа, но отказывается его убивать, объясняя это тем, что не желает брать на душу перед смертью ещё один тяжкий грех. Тогда по приказу Товлубея стражники перерезают Антипу горло.

            

Князь Александр и сын Фёдор, стоят на коленях в княжеском шатре и поют псалмы. Затем Фёдор заливается слезами и говорит отцу, что не хочет умирать. Александр обнадёживает сына тем, что, возможно, хан ещё смилостивится и пощадит его за юный возраст.

 

Утро 28 октября 1339 года. Александр на коне подъезжает к юрте знакомого ханского вельможи и спрашивает у него не отменена ли казнь. Вельможа отвечает, что приговор хана остаётся в силе, уже ничего нельзя изменить, казнь состоится сегодня в полдень.

Полдень 28 октября 1339 года. Князь Александр и его сын возле княжеского шатра стоят на коленях перед православным священником. Тот читает молитву и окропляет их святой водой. Вдали появляется большая группа монгольских воинов, приближающая быстрым шагом к княжескому шатру. Александр прощается со священником и отпускает его. Фёдора Александр просит умереть с достоинством, как и подобает княжескому сыну, то есть без слёз и криков.     

  

На пустыре стоит группа монгольских воинов во главе с Товлубеем, четверо палачей и перед плахами со связанными руками князь Александр с сыном Фёдором (оба полностью нагие). Товлубей спрашивает у Александра и Фёдора, готовы ли они к смерти. Александр даёт утвердительный ответ. Товлубей интересуется у них, имеют ли они какие-либо просьбы. Александр просит первым убить сына, чтобы он смог до конца морально поддерживать его. Товлубей обещает исполнить просьбу Александра и приказывает палачам приступать к казни. Палачи ножами вспарывают Фёдору и Александру животы, после чего ставят их на колени перед плахами. Оба находятся в сознании: Александр словесно подбадривает сына, а тот лишь слегка постанывает. Далее один палач отрубает саблей голову Фёдору, затем другой палач отрубает саблей голову Александру.

 

Москва. 1340 год. Князь Иван Калита сидит за столом в комнате княжеского терема с сыном Семёном. Заканчивая свой рассказ, Калита говорит, что хан Узбек после казни князя Александра ярлык на тверское княжение снова вернул младшему брату последнего Константину, который уже не рискует перечить проводимой им (Калитой) политике и даже лично пообещал ему (Калите) никогда не претендовать на Великое княжение Владимирское. Семён спрашивает отца, чего добилась Москва в результате долгой и кровавой борьбы с Тверью. Калита отвечает, что в результате этой борьбы Москва превратилась из захолустного городка в центр объединения разбитой на осколки Руси, получила многолетнюю передышку от монголо-татарских вторжений, благодаря чему успешно копит силы, которые пригодятся ей в будущем для борьбы с игом Золотой Орды. Семён задаёт отцу ещё один непростой вопрос – почему тот решил, что именно Москва, а не та же Тверь должна объединять вокруг себя разрозненные русские княжества. Калита отвечает, что возрождать Русь как единую державу может лишь самый сильный её город. В суровой борьбе право считаться сильнейшим городом Руси доказала Москва. Добилась она этого с Божьей помощью. Поэтому не он (Калита), а Бог отвёл Москве роль собирательницы земли русской. Семён не унимается и обращает внимание отца на то, что в результате этой борьбы последний допустил много грехов. Калита отвечает, что безгрешных правителей не бывает и он не исключение, грехов на нём действительно много, но он в них кается. Более того, Калита объявляет сыну, что, желая замолить свои грехи, в ближайшее время добровольно откажется от княжеского титула, примет монашеский постриг, а всю имеющуюся у него власть по согласованию с ханом Узбеком передаст ему – Семёну.

 

У входа в православный храм стоит князь Иван Калита. Он намеривается с минуту на минуту войти в храм и принять монашеский постриг. Рядом с Калитой стоит его сын Семён. Последний пытается отговорить отца от пострига, приводя при этом следующие доводы - действительно все русские князья под конец своей жизни стараются принять схиму, но, в отличие от Калиты, делают это буквально за несколько мгновений до смерти. Калита отвечает, что это неправильная практика, тот, кто становится монахом лишь на несколько мгновений – откровенный лицемер и Божьего прощения за грехи никогда не получит. Разговор между отцом и сыном заканчивается, Калита, перекрестившись и поклонившись храму, входит в него.

 

В православном храме под чтение молитвы и церковное пение иерей-монах проводит в отношении Ивана Калиты обряд монашеского пострига. Идёт титр, из которого следует, что после окончания правления Калиты никто на Руси больше не ставил под сомнение политическое превосходство Москвы, территория московского княжества неуклонно увеличивалась и росла его мощь. В результате уже внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской впервые за всю историю монголо-татарского ига отказался платить дань Золотой Орде и в 1380 году в битве на Куликовом поле нанёс сокрушительное поражение войску хана Мамая.      

 

КОНЕЦ


Разделы сайта: Работы автора: Контакты с автором:
Об авторе "Колонист"  +7 (921) 036 33 82
Мои работы
"Аркадий Северный-король советского шансона"
      tenzin.r@mail.ru ,
Фотогалереи "Аджимушкай. Подземный гарнизон"            tenzin70@mail.ru
Сценарии фильмов "Чёрные дьяволы"
Блог автора "Чусовая - забытая река великого будущего"
Отзывы "Дирижабли: история и перспективы" 
Кинорецензии "Святослав Храбрый. Начало пути"
Видео "Завоевание Луны" 
"Банда Монгола"
"Никто не узнает об этом"
"Человечество без нефти"
"Борис Сафонов. Жизнь и смерть воздушного аса"
"Полюблю богатого"
"Каникулы в космосе"