Информацию об авторе сценария смотри
|
|
Река Чусовая! Река Чусовая!
Немного строптивая, очень живая!
Сквозь горные цепи несёшь свои воды
Среди первозданной уральской природы.
поэт Иван Есаулков
Сценарий документально-художественного фильма «Чусовая – забытая река великого будущего» посвящён, как можно понять из его названия, реке Чусовой. Чусовая единственная река, пробившая себе путь через хребет Уральских гор. Она заслуженно считается главной рекой Урала. Своё начало Чусовая берёт в Челябинской области, а её устье находится уже в Пермском крае, где она впадает в Каму.
Чусовая очень красивая река: она течёт по необычайно живописным местам, включающим в себя горы, скалы, острова, леса, старинные селения. Поэтому в наше время Чусовая пользуется большой популярностью у туристов, которые сплавляются по ней на лодках и любуются её красотами.
Чусовая имеет богатую историю. В прошлом она играла исключительно важную роль в экономике России. Кто видел Чусовую, тот знает, что в большинстве своих мест она очень мелкая (в засушливое лето её глубина может не превышать 20 см). Такой она была всегда. Однако это не помешало ей на протяжении почти двух столетий (в ХVIII и ХIХ веках) быть главной транспортной артерией многочисленных металлургических заводов Урала. Именно по Чусовой данные заводы на сотнях судов переправляли в Европейскую Россию свою продукцию (чугун, железо, медь). Как такое было возможно и как это происходило подробно описано в указанном выше сценарии.
К сожалению, сейчас Чусовая используется в народном хозяйстве России слабо и нерационально: в основном для сброса загрязнённых стоков промышленных предприятий Урала. Но так будет не всегда. Фактически забытую страной реку в будущем обязательно вспомнят и о Чусовой заговорит весь мир. Почему это произойдёт также объяснено в сценарии.
Сценарий документально-художественного фильма «Чусовая – забытая река великого будущего» - первая сценарная работа, в которой одновременно затрагиваются вопросы прошлого, настоящего и будущего Чусовой. В какой-то степени сценарий является призывом к обществу обратить внимание на имеющиеся, но, увы, не задействованные мощные экономические потенциалы России.
Данная работа – сценарий не просто документального фильма, а документально-художественного фильма. В нём помимо документального повествования для большей наглядности прописаны ещё и художественные сцены, которые при съёмках фильма должны исполняться актёрами. Ранее подобных работ о Чусовой ещё не создавалось и в этом заключается новаторский характер сценария.
Сценарий написан в профессиональном сценарном формате "Писарь".
Иллюстративный материал (первая часть)
Кинохроники сплава железных караванов по Чусовой нет. Но при съёмках в 1983 году художественного фильма "Демидовы" в одном из эпизодов такой сплав был частично воссоздан. В этом коротеньком эпизоде продолжительностью около двух минут показывается столкновение барки с чусовским бойцом (скалой). Рекомендую посмотреть (смотри ).
P.S. Барки в указанном выше фильме маленькие, но в начале ХVIII века они действительно были значительно меньше, нежели в веке ХIХ. Зато в отличии от барок ХIХ века, конечным пунктом прибытия которых была Пермь, чусовские суда ХVIII века доходили от Урала до самой Москвы. А вот вёсла (потеси) на барках в фильме показаны неверно. На самом деле вёсла представляли собой брёвна, в концы которых под прямым углом были вставлены доски (то есть такие вёсла имели очень необычный вид).
Имеется несколько старинных фотографий, на которых запечатлён Чусовской сплав, барки и сами сплавщики. Их немного...
Река Чусовая - спуск только что построенных барок на воду - 1893 год
Барки в гавани Староуткинского завода - 1901 год
Загрузка барок металлом на Кыновской пристани - конец 19-го века
Барка, пришвартованная к пристани Билимбаевского завода
Проводы железного каравана (гавань Староуткинского завода) - 1901 год
То же самое, что и на предыдущей фотографии, только с другого ракурса
Пристань Билимбаевского завода
На барке служащие Билимбаевского завода и бурлаки - 1898 год
Река Чусовая, сплавщики на барке караванного распорядителя-1901 год
(на фото виднеется окно каюты караванного распорядителя)
Выход барки из гавани Староуткинского завода -1893 год
Отход барки Билимбаевского завода от заводской пристани - 1893 год
(на данном фото хорошо видны барочные вёсла)
Река Чусовая, палуба барки - конец 19-го века
Барка уходит в плавание по Чусовой
Отправка барки караванного распорядителя с Кыновской пристани
Барки на реке Чусовой - конец 19-го века
(среди них барка караванного распорядителя с "глазом" на шесте)
Барка губернатора Пермской губернии, в состав которой входил Екатеринбург
(после посещения Екатеринбурга губернатор возвращается в Пермь по Чусовой)
Чусовская барка после её прибытия в Пермь - 1912 год
Чусовской сплав запечатлён также в живописи проживающего в наши дни в Екатеринбурге уральского художника Александра Ремезова.
Сплавщики работают потесью (веслом) на палубе барки
Якорь чусовской барки. Такие якоря на самой Чусовой не применялись из-за её каменистого дна. Однако на Каме, на которой барки в конечном итоге оказывались, их уже можно было использовать.
Чугунная статуэтка чусовского лоцмана. Цвет верхней одежды лоцманов зависел от того, на службе какого уральского завода они находились. Например, у лоцманов Ревдинского завода она была чёрного цвета, а у лоцманов Васильевско-Шайтанского завода - красного.
А вот фотографии двух металлургических заводов Урала, имевших свои пристани на реке Чусовой и снаряжавших собственные железные караваны.
Билимбаевский чугуноплавильный и железоделательный завод
(православный собор в отличии от завода существует и поныне)
Васильевско-Шайтанский чугуноплавильный и железоделательный завод
(первоначальное его название - Нижнешайтанский, поблизости от него находился ещё и аналогичный Верхнешайтанский завод)
Тот же Васильевско-Шайтанский завод
Фотогорафии некоторых других металлургических заводов Урала 19-го века, принимавших участие в Большом Чусовском сплаве, можно посмотреть
На пути железных караванов высились скалы, называемые на Чусовой бойцами. Бойцы были очень опасны для барок, так как те регулярно разбивались о них и тонули. Вот фотография самого грозного бойца на Чусовой.
Река Чусовая, боец "Разбойник"
(дальний и ближний планы)
До 1880 года он был значительно больше и сильно выступал в реку. Обойти выступ "Разбойника" баркам было очень трудно, сколько их разбилось об него - не сосчитать. Но в указанный год "Разбойник" для облегчения судоходства взорвали и сгладили, после чего он стал не столь страшен.
На фото запечатлено место, где на Чусовой затонула барка
Вот так бойцы Чусовой "убивали" барки
А на этом старинном фото хорошо виден боец "Омутной"
(в самом верху интернет-страницы размещено современное фото этого бойца)
Фотографии других бойцов Чусовой (но далеко не всех) можно посмотреть .
Немалые сложности для чусовской навигации создавали и многочисленные переборы, на которых и без того быстрая река ускорялась ещё более. Ниже фото самого протяжённого перебора Чусовой.
Река Чусовая, Кашкинский перебор
Вот как описывал этот перебор в 19-м веке в очерке "Бойцы" писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк: "Напротив селения правый берег Чусовой поднимается крутым каменистым гребнем, течение суживается, образуя очень опасный Кашкинский перебор. Здесь вода шумит со страшной силой, и барки летят мимо пристани, как птицы. Падение реки здесь настолько сильно, что заметно простым глазом: река катится прямо под гору. Таких мест в гористой части Чусовой немало, и река в них играет с особенной яростью".
Фотографии некоторых других чусовских переборов можно увидеть .
Чусовая многих восхищала своими прекрасными пейзажами. Вот фотография одного из них.
Река Чусовая летом
Другиe подобные фотографии можно посмотреть .
А это пейзажи реки Чусовой, запечатленные фотоаппаратом лично мной - автором сценария Романом Тензиным (фото сделаны в районе деревни Коновалово Первоуральского городского округа Свердловской области). Обратите внимание на виднеющиеся домики... В период весеннего разлива реки поднявшаяся вода подступает к ним почти вплотную. Именно здесь более 100 лет назад пролегал путь многотонных барок, гружённых железом уральских заводов.
Следующая фотография Чусовой сделана мной в районе села Битимки того же городского округа.
В сценарии описывается весеннее половодье на Чусовой. Вот фотография, на которой видно, что оно из себя представляет в наши дни.
Чусовая разлилась
Можно взглянуть и на видео указанного выше половодья Чусовой (смотри его и ).
P.S. На видео хорошо заметна высокая скорость речного течения во время половодья.
В 1910/12 годах, в России всерьёз обсуждался вопрос создания Великого Трансуральского водного пути. Он был возможен (впрочем, возможен он и сейчас) при условии подъёма посредством плотин уровня воды в реках Чусовая (приток судоходной Камы, являющейся притоком судоходной Волги) и Исети (приток судоходного Тобола, который является притоком судоходного Иртыша, а Иртыш - приток судоходной Оби) и последующего соединения их судоходным каналом в районе Екатеринбурга (здесь Чусовая и Исеть очень близко подходят друг к другу). В это время по Уралу совершил большое путешествие (фотографическую экспедицию) пионер отечественной цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Специально под проект указанного выше водного пути он сделал целый ряд замечательных фотоснимков (к ним, в частности, относится размещённое выше фото чусовской барки в Перми) . Вот один из них...
На берегу Чусовой
(в шляпе - С.М. Прокудин-Горский)
Некоторые из этих прекрасных фотографий с видами Чусовой и её окрестностей вы можете увидеть .
Видеосюжеты с красивыми пейзажами Чусовой (начала 20-го века и нашего времени) есть возможность посмотреть и .
В сценарии упоминается разработанная российскими учёными концепция траснпортно-энергетической водной системы России - ТЭВС России (к настоящему времени она поменяла своё название и стала Речной доктриной России). Согласно данной концепции (доктрины) все крупные реки и озёра России должны быть соединены друг с другом судоходными каналами. В случае реализации этого грандиозного проекта будет образована единая судоходная сеть, которая охватит собой всю страну. Важное место в этой концепции отведено Чусовой (она должна стать частью упомянутого выше Трансуральского водного пути, надежда построить который учёными лелеется и в наши дни). Вот как должны будут выглядеть внутренние водные пути России после их модернизации в свете упомянутой выше концепции.
А так учёным видится основная судоходная магистраль Трансуральского водного пути (после создания этой магистрали планируется рядом с ней построить вспомагательные судоходные пути; например, по реке Пышме, которую на размещённой ниже карте тоже видно).
Очень интересно о проекте Трансуральского водного пути рассказывает главный разработчик концепции ТЭВС России (Речной доктрины России) инженер-гидротехник, кандидат технических наук, доктор географических наук Алексей Алексеевич Беляков (видео его семинара на данную тему можно посмотреть ). Выслушав доводы этого выдающегося учёного, становится понятным, что создание Трансуральского водного пути будет вложением в экономику России на столетия (а возможно, и на тысячелетия)!
Иллюстративные материалы (вторая часть)
Сценарий содержит много ссылок на картинки и фотографии. Некоторые из них уже размещены выше. Часть остальных приведу ниже. Кроме того, в сценарии есть сцены, которые, чтобы показать в фильме, нужно для начала хорошо представить. Для облегчения данной задачи я решил выложить на своём сайте материалы, которые могут этому поспособствовать. Для удобства восприятия материала я буду указывать страницы сценария, где о вышеуказанных картинках, фотографиях, сценах ведётся речь, и приводить соответствующие выдержки из самого сценария, а также иногда давать свои комментарии к ним.
Страница 1
1) "ВЕДУЩИЙ (помимо прочей лёгкой летней одежды, на нём шорты) стоит на правом берегу реки Чусовой – её ширина около 20-30 метров. Вокруг самобытный и красивый уральский пейзаж (подходящая натура есть, например, в деревне Коновалово Первоуральского городского округа Свердловской области, возле деревянного подвесного моста – через это место как раз проходил Чусовской сплав)"...
"В кадре вновь ведущий. Он стоит по середине реки – её глубина такова, что вода только-только скрывает его колени".
Вот упоминаемое в сценарии место. Глубину Чусовой на фото измеряю я сам. В весеннее половодье речная вода этот висячий мост частично заливает (по нему в половодье пройти можно, но только вброд - вода будет по бёдра).
Страница 3
2) "Демонстрируется доменная печь, из которой через отверстия в нижней части её конструкции выпускается расплавленный чугун (компьютерная графика, макет или просто цветная картинка)".
Тому кто никогда не лицезрел доменной печи, представить её непросто. Но это поправимо. Как выглядела доменная печь на чугунолитейных и железоделательных заводах Урала со стороны, можно увидеть на следующей фотографии.
А вообще непосредственный вид и устройство доменных печей на Урале были такими.
Расплавленный чугун в ковш льётся из доменной печи так...
И картинка, и фотографии могут пригодиться художнику, котрому поручат нарисовать упоминаемую в сценарии доменную печь.
Страница 4
3) "На весь экран карта водных путей сообщения Российской империи (от Санкт-Петербурга до Урала) 18-го века".
Не совсем такая карта, какая упоминается в сценарии, но водные пути сообщения (правда, за исключением пути по Чусовой) и даже уральские заводы на ней видны.
ЗНАКОВЫЙ ЛИМИТ СТРАНИЦЫ ИСЧЕРПАН, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ, НАЖАВ НА ЖЁЛТУЮ КНОПКУ.