https://kinoscenarist.ru/articles/kanikuly-v-kosmose
СИНОПСИС
сценария документально-художественного фильма
«Чусовая – забытая река великого будущего»
(автор Роман Юрьевич Тензин, ЕМAIL tenzin70@mail.ru , tenzin.r@mail.ru , ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ kinoscenarist.ru , мобильный телефон +79210363382)
Ведущий, находясь на правом берегу Чусовой, даёт краткую справочную информацию об этой реке, сообщает, что в прошлом (в 18-м и 19-м веках) она играла огромную роль в экономике России, в будущем она вновь станет значимым фактором экономического развития России. Рассказ ведущего сопровождается показом карты бассейна реки Чусовой. В процессе рассказа ведущий переходит реку вброд, наглядно демонстрируя её мелководность.
Далее ведущий говорит, что благодаря Чусовой почти два столетия уральские металлургические заводы переправляли свою продукцию в Европейскую Россию по воде на многочисленных судах. Рассказ ведущего сопровождается показом картин Ревдинского, Васильевско-Шайтанского, Билимбаевского, Староуткинского чугуноплавильных и железоделательных заводов, картины работающей доменной печи.
Ведущий, находясь уже на левом берегу Чусовой, рассказывает о водных путях доставки в 19-м веке металлопродукции с Урала до Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Рассказ ведущего сопровождается показом карты водных путей сообщения Российской империи, картин Нижегородской ярмарки и пристаней речного порта Санкт-Петербурга 19-го века.
Ведущий идёт по левому берегу Чусовой и начинает рассказ о том, каким образом уральские металлургические заводы сплавляли по ней весной целые караваны судов, прозванные в народе железными (общая численность судов в них доходила до 2000). Рассказ ведущего сопровождается показом картины весеннего половодья на Чусовой.
Ведущий возле Ревдинского пруда (городской округ Ревда Свердловской области), Билимбаевского пруда (городской округ Первоуральск Свердловской области), Нижне-Шайтанского пруда (город Первоуральск) рассказывает о том, как данные пруды использовались в 18-м и 19-м веках для подъема уровня воды в Чусовой. Рассказ ведущего сопровождается показом картины плотины Ревдинского пруда с открытыми шлюзовыми воротами, демонстрацией схемы русла Чусовой, на которой показан уровень реки до и после подъёма воды.
Ведущий на берегу реки Ревда рассказывает о находившейся в этом месте гавани для 30-40 судов каравана Ревдинского завода. Рассказ ведущего сопровождается показом картины Ревдинской гавани.
Ведущий на берегу реки Большая Шайтанка рассказывает о находившейся в этом месте речной пристани Васильевско-Шайтанского завода. Рассказ ведущего сопровождается, в том числе, показом картины речной пристани.
Далее ведущий рассказывает о том, что представляли из себя речные суда (барки-коломенки), участвовавшие в Чусовском сплаве, и как они строились. Рассказ ведущего сопровождается, в том числе, демонстрацией 3-D изображений барки-коломенки, показом картины строящихся барок.
Две художественные сцены, в которых показывается спуск в 19-м веке построенной барки-коломенки на воду и её загрузка металлопродукцией.
Ведущий на берегу Чусовой невдалеке от скалы, расположенной на изгибе речного русла (на Чусовой эти скалы называют бойцами), объясняет, какую опасность для барок-коломенок представляли такие бойцы.
Художественная сцена, в которой показывается, как скалу (бойца) на Чусовой в 19-м веке перед началом навигации обкладывали брёвнами («заплывнями») для смягчения ударов об неё барок-коломенок.
Ведущий на берегу Чусовой, невдалеке от одного из её островов, объясняет, какую опасность для барок-коломенок представляли отмели возле таких островов, а также острые подводные камни («таши»), которыми изобилует дно Чусовой.
Художественная сцена, в которой показывается, как на Чусовой в 19-м веке перед началом навигации опасные места помечались бакенами.
Ведущий на берегу Чусовой приступает к рассказу о членах караванной команды.
Художественная сцена, в которой показывается караванный распорядитель. Ведущий рассказывает о нём и его обязанностях. Рассказ ведущего сопровождается демонстрацией схемы барки караванного распорядителя.
Две художественные сцены, в которых показывается боцман («водолив»). Ведущий рассказывает о нём и его обязанностях.
Ведущий на берегу Чусовой рассказывает о лоцмане и его обязанностях. Рассказ ведущего сопровождается показом картины чусовского перебора (переборами на Чусовой называют пороги).
Две художественные сцены, в которых показывается лоцман.
Ведущий идёт по берегу Чусовой и рассказывает о бурлаках (судовых рабочих).
Четыре художественных сцены, в которых показываются чусовские бурлаки.
Шестнадцать художественных сцен непосредственно самого Чусовского сплава. В них показывается, в том числе, отплытие одного из железных караванов, работа экипажа барки-коломенки в плавании, проход баркой опасного участка на реке, гибель барки и её экипажа от столкновения с бойцом, причаливание барки к берегу, снятие барки с мели.
Ведущий возле старинного железнодорожного вокзала города Екатеринбурга рассказывает, по каким причинам в начале 20-го века проводка железных караванов по Чусовой прекратилась.
Ведущий на берегу Чусовой рассказывает, как нерационально и слабо она используется в народном хозяйстве России 21-го века.
Художественная сцена, в которой три горных инженера 19-го века, разрабатывают проект шлюзования Чусовой, реализация которого позволила бы реке быть судоходной на протяжении всего свободного ото льда периода.
Художественная сцена, в которой инженер путей сообщения начала 20-го века докладывает членам Екатеринбургского биржевого комитета план создания Великого Трансуральского водного пути. Сцена сопровождается, в том числе, показом карты бассейна рек Чусовой и Исети с нитками соединительных каналов между ними, строительство которых было запланировано.
Ведущий на берегу реки Исеть в городе Екатеринбурге объясняет, что дал бы Екатеринбургу Трансуральский водный путь, рассказывает по каким причинам он так и не был создан. Рассказ ведущего сопровождает кинохроника времён Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций 1917 года, сталинской индустриализации.
Ведущий на берегу Волчихинского водохранилища и сообщает, что один участок Трансуральского водного пути к 1944 году всё-таки был построен (Волчихинское водохранилище в верховьях Чусовой). Затем ведущий приводит аргументы в пользу того, что фактически забытая сегодня Чусовая в будущем обязательно вновь обретёт высокую значимость для экономики России. Рассказ ведущего сопровождается, в том числе, демонстрацией экономических схем и таблиц (в частности, таблицы «Трансуральский водный путь – необходимые капиталовложения», фотографий плотины «Три ущелья» на реке Янцзы в Китае с её судоподъемником и 5-камерными шлюзами, карты Российской Федерации с указанными на ней ныне действующими водными путями и водными путями, создание которых планируется в будущем).
Ведущий на берегу Волчихинского водохранилища, подытоживая всё им сказанное, говорит, что Чусовую ждёт великое будущее.
Художественная сцена, в которой показывается судоходная Чусовая будущего.
КОНЕЦ