Информацию об авторе сценария смотри Предисловие к сценарию смотри
СИНОПСИС
сценария художественного телефильма (телесериала) «Святослав Храбрый» из трёх частей (всего 12 серий) + синопсис киноверсии каждой из частей сериала
(автор Роман Юрьевич Тензин, EMAIL tenzin70@mail.ru , tenzin.r@mail.ru , ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ kinoscenarist.ru , мобильный телефон +79210363382)
Хронометраж каждой серии - 45 минут, хронометраж киноверсии каждой части сериала - 130 минут
(синопсис киноверсий выделен в тексте жирным шрифтом)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
"Начало пути"
1 СЕРИЯ
Начало ХII века. День. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в монастырской келье пишет летопись о делах давно минувших лет. В его сознании картина прошлого – засыпанное после сражения трупами русских и хазарских воинов ратное поле с пылающими погребальными кострами.
В келью входит молодой инок. Он любопытствует у Нестора о чём тот пишет летопись. Нестор объясняет иноку, что в данный момент летопись он пишет о киевском князе Святославе Игоревиче, в народе прозванным Храбрым. Инок, заинтересовавшись темой, ссылаясь на свою неграмотность, просит Нестора рассказать ему о Святославе. Нестор соглашается и приступает к устному повествованию.
Вначале находящийся за кадром Нестор кратко излагает предысторию (о призвании восточными славянами варяга Рюрика; о преемниках Рюрика - князе Олеге, князе Игоре и его жене княгине Ольге; о рождении у Игоря и Ольги наследника - Святослава; об убийстве Игоря древлянами и мести им за его смерть Ольги). Данный рассказ сопровождается соответствующими художественными сценами.
Далее события, имевшие место в Х веке, разворачиваются как-бы сами собой и лишь изредка находящийся за кадром Нестор комментирует их.
Так, четырёхлетний Святослав открывает битву между киевской дружиной и ратью древлян.
Наставник юного Святослава варяг Асмунд воспитывает его в варяжском духе (учит плавать в тяжёлой кольчуге, драться на мечах, подавлять в себе ложную жалость).
Княгиня Ольга в составе русского посольства едет в столицу Византийской империи Царьград (Константинополь) с целью принять крещение. Вместе с Ольгой следует и Святослав (он ещё подросток), которого она собирается посватать (она хочет, чтобы за него вышла замуж дочь византийского императора Константина VII Багрянородного). Похотливый Константин VII, покоренный красотой Ольги, хочет овладеть ею. Однако мудрой Ольге удаётся перехитрить Константина VII. В итоге тот лично крестит её, становится её крёстным отцом и прекращает свои сексуальные домогательства.
Константин VII соглашается выдать свою дочь замуж за Святослава, но при условии, что тот станет православным христианином. Ольгу это полностью устраивает и она приводит Святослава в православный храм для проведения обряда крещения. Однако в храме происходит непредвиденное: Святослав категорически заявляет Константину VII и патриарху Феофилакту о том, что отказывается принимать крещение и остаётся верным богам, которым покланялся его отец - князь Игорь и покланяется весь его народ. В результате Святослав остаётся язычником, его помолвка с византийской царевной срывается, он и не добившаяся каких-либо дипломатических побед Ольга возвращаются в Киев.
Княгиня Ольга принимает участие в освещении построенного по её приказу христианского храма (небольшой церквушки). Возле храма собралась любопытствующая толпа славян-язычников. Ольга публично обращается к ним с призывом добровольно принять христианство. Славяне в своём подавляющем большинстве встречают это предложение с открытым негодованием. Однако среди них есть и те (их считанные единицы), которые тут же откликаются на призыв княгини.
Возмужавший Святослав во время очередной встречи с Ольгой получает от неё урок политического искусства.
Святослав встречает рабыню княгини Ольги и будущую мать его сына, крестителя Руси, Владимира – Малушу. Он сразу же влюбляется в неё и склоняет её к интимному свиданию.
Показывается любовная встреча Святослава в его опочивальне с Малушей, в ходе которой они разговаривают по душам. Малуша просит Святослава не встречаться с ней больше, так как они всё равно никогда не смогут быть вместе, а для неё такая связь может закончиться очень плачевно. Однако Святославу удаётся убедить Малушу продолжить тайные встречи.
Княгиня Ольга узнаёт о тайной связи Святослава и Малуши – её охватывает гнев. Она вызывает к себе Малушу, которой устраивает полный разнос и объявляет о её немедленной высылке на постоянное проживание в Новгород.
Заплаканную Малушу слуги княгини Ольги увозят из Киева.
Святослав приходит в палаты к княгине Ольге и устраивает ей скандал по поводу того, что та отослала Малушу в Новгород.
2 СЕРИЯ
Святослав в палатах княгини Ольги требует от неё, чтобы Малуша была срочно возвращена в Киев. Ольга упрямится и не желает поддаваться давлению сына. Но, в конце концов, Святослав одерживает вверх и Ольга, сломившись, вынуждена согласиться вернуть Малушу в Киев.
Святослав знакомится с княжеской дружиной и гуляет с ней на пиру. В ходе пира спонтанно возникает поединок между дружинниками, в котором сам Святослав принимает активное участие и одерживает в нём победу. По его окончанию он знакомится с Весёной, которой тут же предлагает выйти за него замуж.
Святослав проходит воинское посвящение – при людях один на один вступает в схватку с медведем и, чуть не погибнув, убивает его.
Святославу доносят, что его жена Весёна зачем-то целыми днями гуляет по Киеву и горожанам кажется это подозрительным. Святослав отправляется на поиски Весёны и обнаруживает её, сидящей на скамейке возле одного из киевских домов. Он требует объяснений от Весёны. Та поначалу пытается уклониться от ответа, но Святослав начинает злиться и ей приходиться сознаться – она долгое время не может забеременеть, по этой причине выискивает в городе места, где сидели беременные женщины и затем садится на эти места сама, надеясь, что это поможет ей зачать и родить Святославу сына. Святослав меняет гнев, на милость и пытается утешить Весёну (хотя это и плохо у него получается).
Святослав проводит военный совет со старшими дружинниками и предлагает им идти войной на Хазарский каганат. Дружинники колеблются, но Святославу, используя нетривиальный способ, удаётся развеять их сомнения и его план получает поддержку с их стороны.
Святослав обедает в доме дружинника-боярина Велимудра и тот знакомит его с членами своей семьи (с одной из жён - Светозарой и их дочерью - Предславой). Велимудр пытается уговорить Святослава взять Предславу в жёны. Святослав уже женат на Весёне и потому встречает эту идею прохладно. Однако Велимудр настойчив и, в конце концов, подкрепляя своё предложение убедительными доводами (среди которых главный - неспособность Весёны родить княжеского наследника), добивается согласия Святослава на женитьбу.
На языческом капище идёт свадебный обряд (Святослав женится на Предславе). Бракосочетание проводит волхв. После окончания торжественной части Велимудр предлагает Предславе и волхву пройти в баню, где по старинному языческому обычаю последний должен совокупиться с Предславой и лишить её девственности. Но внезапно Святослав заявляет, что ему эта идея не по нраву и с Предславой в баню пойдёт он сам, а волхв будет ходить вокруг бани и бить в бубен, отгоняя злых духов. Слова Святослава вызывают психологический шок у волхва, родителей Предславы и гостей. Они пытаются объяснить ему, что он нарушает традицию и это до добра не доведёт, уговаривают его изменить своё решение. Однако Святослав остаётся непреклонным и объявляет своё повеление (закон) - отныне на Руси жён-девиц девственности будут лишать их мужья и никто другой. Далее показываются Святослав и Предслава в бане, волхв, с недовольным лицом ходящий вокруг бани и бьющий в бубен, залитые слезами родители Предславы (они до глубины души потрясены и напуганы необычным решением Святослава).
Святослав проводит учения с одним из дружинных отрядов. В ходе этих учений случайно погибает тесть Святослава - Велимудр.
Дружинник Сфенкел (друг Святослава) говорит Святославу, что тот должен определить какая из вдов Велимудра на похоронах погибшего мужа будет подвергнута ритуальному убийству, а также сообщить о своём решении самим вдовам. Святославу это дело совершенно не по душе, но под давлением доводов Сфенкела он обещает заняться им.
3 СЕРИЯ
Святослав приходит в дом Велимудра, где обращается к пятью вдовам последнего и выясняет, кто из них желает по языческому обычаю принести себя в жертву и отправиться с погибшим Велимудром в царство мёртвых. Святослав хочет, чтобы в жертву себя принесла любимая жена Велимудра и его (Святослава) тёща - Светозара, но та с этим категорически не согласна. В итоге Святослав принимает решение принести в жертву в качестве жены Велимудра самую младшую из его вдов (ей 18 лет), а Светозару тоже принести в жертву, но в наказание за её строптивость не в качестве жены, а в качестве наложницы Велимудра.
Святослав вместе со своей женой Предславой участвует в ритуале похорон Велимудра, в ходе которых приносится в жертву самая младшая из вдов последнего. На этих же похоронах предпринимается попытка принести в жертву Светозару (её закапывают в землю живьём), однако ввиду некоторых неожиданно возникших обстоятельств Святослав изменяет своё прежнее решение – Светозару выкапывают и сохраняют жизнь.
Святослав встречается с княгиней Ольгой. Та пытается убедить Святослава всё-таки принять крещение и стать христианином. Однако Святослав отвергает предложение матери, вступает с ней в религиозную дискуссию, в которой показывает себя ярым и убеждённым поборником славянского язычества.
Святослав с удивлением узнаёт, что некоторые из его дружинников добровольно приняли христианство. Он из любопытства приглашает тех к себе, беседует с ними, пытаясь понять их. Однако доводы дружинников в пользу христианства кажутся ему неубедительными. Беседа заканчивается насмешками Святослава над новоиспечёнными христианами.
Святослав публично обращается в Киеве к простому люду (славянам) с призывом вступать в ополчение, собираемое им для похода на Хазарский каганат. Народ поначалу воспринимает данный призыв без особого энтузиазма. Но Святослав всё-таки умудряется найти подход к сердцу своих подданных и те соглашаются идти воевать.
Рать Святослава уходит из Киева в поход на хазар. Святослав прощается со своими женами (Весёной и Предславой), детьми от Предславы (Ярополком и Олегом), матерью – княгиней Ольгой. Последняя сообщает ему, что воспитание его детей берёт в свои руки. Святослав просит мать взять на воспитание и его внебрачного сына от Малуши Владимира. Этому противится Предслава, но Ольга всё же соглашается выполнить данную просьбу Святослава.
Во время похода Святослав останавливается в землях славянского племени вятичей. Он встречается со старейшинами этого племени и рядом аргументов убеждает тех не препятствовать его войску зимовке в их краях, а также дать своих людей для участия в войне с Хазарским каганатом.
Святослав сжигает столицу волжских булгар Великий Булгар и затем проводит казнь пленных булгар (булгары противятся этому, но все их протесты жёстко подавляются). В процессе казни Святослав заводит с командиром варяжского отряда Икмором религиозный спор о христианских и языческих верованиях. Внезапно Святослав придумывает мудрый политический ход, для успешной реализации которого он решает остановить казнь и ограничиться лишь отсечением у пленных одной кисти руки.
Святослав встречается с послом хана волжских булгар. Посол ползает перед Святославом на коленях и умоляет его о мире. Святослав не соглашается, требуя содействия в борьбе с Хазарским каганатом. В итоге посол от имени хана обещает такое содействие.
Хазарские работорговцы собрали в конском загоне несколько десятков угнанных в неволю славянских мальчиков (из вятичей) лет десяти и готовятся к процедуре их оскопления, поскольку намериваются продать их в качестве рабов-евнухов в гаремы арабских шейхов.
4 СЕРИЯ
Процедура оскопления славянских мальчиков вот-вот должна начаться (мальчики уже плачут от страха), однако внезапно появляется Святослав с одним из своих отрядов и освобождает мальчиков. Святослав приказывает русским ратникам оскопить самих работорговцев. Те отчаянно воют и умоляют Святослава пощадить их, но тот не внемлет их мольбам и отдаёт распоряжение отправить их после оскопления на плотах вниз по Волге, чтоб те рассказами о русских воинах наполняли страхом сердца своих соплеменников.
Каган-бек встречается с каганом (царём Хазарского каганата). Каган-бек просит кагана лично явиться к месту генерального сражения хазар с русами, чтобы своим присутствием укрепить боевой дух хазар. Кагану эта идея не нравится, но затем, поддавшись настоятельным уговорам каган-бека, он обещает тому подумать над его предложением.
Святославу приводят взятых в плен трёх хазар из личной охраны каган-бека. Святослав требует от них сообщить планы каган-бека относительно ожидаемого в ближайшее время генерального сражения. Двое хазар отказываются выдавать данный план и одного из них за дерзкие слова в адрес Святослава тут же убивают. Второго хазара на время оставляют в покое. Третий хазар, испугавшись, выдает план, после чего Святослав приказывает его казнить за предательство своего господина. Ко второму хазару Святослав проникается уважением и позволяет тому умереть как настоящему воину.
Идёт битва между русским войском Святослава и хазарским войском каган-бека. Святослав сражается в первых рядах своей рати. Вначале хазарам удаётся потеснить русов, но затем удача изменяет им и русы начинают теснить хазар. В итоге, благодаря применённой Святославом военной хитрости, войско каган-бека оказывается в кольце и терпит полный разгром. В окружении погибает и сам каган-бек.
Святослав беседует с попавшим к нему в плен каганом (который, всё-таки согласившись с упомянутой выше просьбой каган-бека, прибыл к месту генерального сражения). Несмотря на мольбы кагана о пощаде Святослав убивает его.
Святослав прощается на ратном поле с погибшими в битве русами и сжигает их на погребальном костре. Находящийся за кадром Нестор завершает рассказ о походе Святослава на Хазарский каганат.
В кадре вновь Нестор и инок. Уже наступила ночь. Нестор прощается с иноком и произносит короткую патриотическую речь.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
«Триумф полководца»
5 СЕРИЯ
Начало ХII века. День. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор задумчиво смотрит в окно монастырской кельи. В его сознании картина прошлого – к гордо восседающему на коне Святославу византийские солдаты везут несколько телег, гружённых золотом.
В келью входит упоминавшийся выше инок и просит Нестора продолжить устный рассказ о жизни и делах князя Святослава. Нестор соглашается и возобновляет повествование.
Вначале находящийся за кадром Нестор кратко излагает события, произошедшие в период времени от победы Святослава над Хазарским каганатом и до прибытия к нему посла византийского императора Никифора II Фоки – Калокира (разгром племён ясов, касогов, аланов; возведение на Дону крепости Белая Вежа; завоевание Тмутаракани). Данный рассказ сопровождается демонстрацией в кадре соответствующих рисованных картинок.
Далее события, имевшие место в Х веке, разворачиваются как-бы сами собой и лишь изредка находящийся за кадром Нестор комментирует их.
Святослав размышляет о том, в какой новый поход ему следует отправиться со своей ратью (размышления озвучиваются Нестором). От серьёзных дум его отвлекает зашедший к нему в княжеский терем Сфенкел. Тот предлагает ему прогуляться по Киеву. Святослав соглашается и, успокоив (упомянув при этом умершую к тому времени Малушу) своих жён Весёну и Предславу, исходящих ревностью и не желающих, чтобы он покидал дом, уходит со Сфенкелом.
Святослав и Сфенкел появляются на месте массового гуляния киевской молодёжи. Там девушки и парни резвятся, прыгая через костёр. Девушки при этом до неприличия высоко задирают подолы своих платьев, а некоторые из них (особо смелые) вообще перепрыгивают костёр нагишом, желая тем самым очистить дымом свою душу и тело от сглаза кикимор. Эта картина возмущает добропорядочного семьянина Святослава (он язычник, но воспитание матери-христианки все-таки сказывается). Святослав объясняет молодым людям, что так откровенно обнажаться неприлично, такое непристойное поведение даёт христианам (которых становится всё больше и больше) повод бранить старинную славянскую веру. Но захмелевшая от выпитой медовухи молодёжь в ответ только смеётся. Святослав грозится издать закон, согласно которому такие прыжки будут запрещены вообще. Но молодёжь продолжает смеяться и, ссылаясь на то, что боги не против таких забав, предлагают самому Святославу перепрыгнуть в голом виде через костёр. В конце концов, Святослав, махнув в расстройстве рукой, уходит.
Проходит приём посла болгарского царя Петра у императора Никифора II Фоки. Посол требует от императора причитающейся болгарам дани. Это требование вызывает гнев Никифора и он прогоняет посла. Тот уходит, однако напоследок намекает императору, что для Византии это может плохо закончиться.
Царица Феофано (жена императора Никифора II Фоки) в одном из укромных уголков императорского дворца страстно целуется со своим любовником – имперским полководцем Иоанном Цимисхием. Внезапно появляется придворная дама царицы и сообщает, что Цимисхию надо срочно явиться к императору Никифору, который его уже заждался. Феофано с большой неохотой прерывает тайное свидание и отпускает Цимисхия к её мужу.
Император Никифор в тронном зале дворца обсуждает с подошедшим к нему Цимисхием политические вопросы (в частности, о взаимоотношениях Византии и Болгарии). Никифор высказывает идею направить в Киев для переговоров посла Калокира и попытаться через последнего убедить князя Святослава начать войну с Болгарией. Цимисхий возражает против этого, однако император не соглашается с доводами Цимисхия и решает реализовать свою идею.
Посол Калокир встречается в Киеве со Святославом и передаёт предложение императора Никифора начать войну с Болгарским царством, которому ныне сама Византия должна выплачивать обременительную дань. Калокир обещает Святославу в войне с Болгарией политическую поддержку Византии, а после разгрома болгарского войска большую награду золотом. Святослав отвергает данное предложение.
На следующий день Калокир вновь встречается со Святославом и преподносит ему дары императора Никифора (телегу, гружённую золотом) и опять уговаривает Святослава принять предложение императора начать войну с Болгарией. Святослав сделанное ему предложение снова отвергает и гневно требует, чтобы Калокир убирался прочь вместе с золотом. Калокир уходит, но золото оставляет, объясняя Святославу это тем, что император под страхом смерти запретил ему возвращаться назад с золотом.
На следующий день Калокир опять встречается со Святославом и просит того принять от императора Никифора дополнительный дар – необычной прочности булатный меч из дамасской стали. Заинтересовавшись подарком, Святослав осматривает меч и неожиданно решает проверить его в деле. Он отдаёт Калокиру свой меч и, используя подаренный меч, вступает с ним в поединок. Поединок проходит жёстко (Калокир чуть не погибает) и заканчивается тем, что Святослав ударом булатного меча переламывает находящийся в руке Калокира свой меч. Это производит на Святослава сильное впечатление и он, смягчившись, обещает Калокиру подумать над предложением императора Никифора.
Святослав проводит совет со старшими дружинниками и обсуждает с ними предложение императора Никифора начать войну против Болгарии. Дружинники не видят в этом походе смысла. Однако Святослав напоминает дружинникам о том, что во время войны Руси с Хазарским каганатом болгарский царь Пётр поддерживал хазар, говорит им, что болгары – это славянский народ, совместно с которым русы могут создать единую и мощную славянскую державу, приводит ещё ряд аргументов и добивается их одобрения на болгарский поход.
Святослав встречается с княгиней Ольгой и объявляет ей о своём решении идти воевать с Болгарией. Ольга негативно воспринимает идею Святослава, пытается отговорить его от неё, но тот, отвергая все доводы матери, стоит на своём.
Гонец-агитатор (таких Святослав разослал по всей Руси), прибыв в одну из деревень, находящуюся неподалёку от Пскова, обращается к славянам-смердам (то есть к крестьянам) с призывом вступать в рать, собираемую Святославом для похода в Болгарию. Старики и зрелые мужи настроены категорически против этой затеи. Однако большинство молодых парней, ещё не обремененных семейными узами, соблазнившись посулами гонца, полностью её одобряют и с радостью откликаются на княжеский призыв.
Перед началом болгарского похода на языческом капище перед идолом Перуна Святослав вместе с отрядом дружинников исполняет ритуальный танец с оружием, а затем участвует в ритуальном бое (с голым торсом и с двумя хазарскими саблями дерётся сразу с двумя одетыми в кольчугу и вооружёнными копьями пленными хазарами; получив лёгкие ранения, он убивает обоих, отсекая им головы; отрубленные головы преподносятся в дар богу-громовержцу Перуну).
Собрав большое войско (40 000 воинов), Святослав выступает в болгарский поход. Неожиданно путь Святославу и всей его рати преграждает волхв – войско приостанавливает своё движение.
6 СЕРИЯ
Преградивший путь Святославу и его рати волхв заявляет ему, что в Киеве есть христиане, в уходящем в поход войске тоже есть христиане и если он не убьёт их или хотя бы не изгонит, то они его погубят. Святослав требует от волхва уйти с дороги, но тот отказывается подчиниться требованию князя. Тогда Святослав сгоняет волхва с дороги ударами плети. Провожающие войско славяне-язычники, боясь, что за такие грубые действия Святослава боги покарают и его, и его воинов, громко причитают и плачут.
Проводится военный совет болгарского царя Петра, в ходе которого его сановники выступают за заключение союза со Святославом, но Пётр принимает решение воевать.
Проходит битва между ратью Святослава и войском царя Петра, заканчивающаяся, благодаря военной хитрости Святослава и мужеству его воинов, полным разгромом болгар (показывается одна короткая сцена битвы под закадровые комментарии Нестора).
Святослав и его войско, победно шествуя по Болгарии, захватывает восточную её часть (данное шествие показывается посредством серии коротких сцен под закадровые комментарии Нестора).
Царь Пётр, пребывая в глубочайшей депрессии от понесенных военных поражений, отрекается от престола и передаёт власть своему старшему сыну Борису – тот нехотя, после настойчивых уговоров отца принимает престол и становится царём Борисом II.
Святослав в болгарском городе Переяславце на базарной площади выступает перед толпой горожан, называет их братьями, обещает всем болгарам покровительство и спокойную жизнь взамен уплаты ему небольшой дани. Болгар настораживает тот факт, что Святослав, в отличие от них - православных христиан, язычник. В этой связи они задают ему ряд вопросов. Святослав отвечает, что он, невзирая на их вероисповедание, будет лоялен к ним и клянётся не разрушать и не разорять христианские храмы. Болгары интересуются у Святослава, что он собирается делать с их царём. Святослав заявляет, что он не вынашивает планов убийства царя Бориса или лишения его царского титула, а надеется договориться с ним о совместном правлении. Меньшая часть слушающих Святослава болгар своими выкриками начинает поддерживать его, но большая часть присутствующих на площади предпочитает отмалчиваться. В этот момент затесавшиеся в толпе противники Святослава осуществляют попытку его убийства, однако покушение заканчивается неудачей.
Иоанн Цимисхий встречается с императором Никифором II Фокой и пытается уговорить того подбить печенегов воспользоваться ситуацией (то есть отсутствием на Руси Святослава) и напасть на Киев. Император поначалу не желает этого делать, считая такой поступок бесчестным по отношению к Святославу, однако затем под влиянием своей красавицы-жены (и одновременно любовницы Цимисхия) Феофано уступает Цимисхию.
Печенеги окружают и берут в осаду Киев. В осаждённом городе оказываются княгиня Ольга, её внуки (сыновья Святослава) Святополк, Олег и Владимир, а также жёны Святослава - Весёна и Предслава. Над их жизнями и жизнями всех киевлян нависает смертельная опасность.
Владеющий печенежским языком молодой дружинник Ратибор по заданию княгини Ольги, проявляя смекалку, ловкость и отвагу, выбирается из окруженного печенегами Киева и доходит до расположившегося лагерем невдалеке от осаждённого города небольшого дружинного отряда воеводы Претича. Он в ультимативной форме, приводя веские аргументы, требует от Претича немедленно приступить к деблокированию Киева. Претич, обсудив данный вопрос с дружинниками, соглашается это сделать.
Отряд воеводы Претича под рёв походных труб приближается к окружённому Киеву. Печенеги, подумав, что в Киев возвращается сам Святослав, без боя снимают осаду и объятые ужасом обращаются в бегство.
Княгиня Ольга отправляет к Святославу в Болгарию гонца с требованием срочно вернуться в Киев и защитить город от печенегов.
Гонец прибывает к Святославу и передаёт послание княгини Ольги. Воевода Свенельд советует Святославу остаться в Болгарии, но Святослав не прислушивается к нему и принимает решение с конной дружиной спешно возвращаться из Болгарии в Киев.
Вернувшийся из Болгарии на Русь Святослав разбивает орду печенегов и выдавливает их с территории Руси (об этом за кадром рассказывает Нестор, одновременно кратко показывается встреча с хлебом-солью Святослава его жёнами Весёной и Предславой, а затем сцена боестолкновения дружины Святослава с печенегами).
Святославу сообщают, что с его матерью - княгиней Ольгой случился удар, она находится при смерти и просит его срочно явиться к ней.
7 СЕРИЯ
Святослав встречается с княгиней Ольгой и та ставит его в известность о том, что дни её сочтены и она скоро умрёт. Ольга просит Святослава рассказать о его дальнейших планах. Святослав говорит матери, что для дальнейшего возвеличивания Руси хочет возвратиться в Болгарию и её сделать центром русского государства. Ольга пытается убедить Святослава в том, что задуманное им ни к чему хорошему не приведёт, но тот остаётся твёрд в своём намерении. Тогда Ольга просит сына хотя бы не покидать Киев до её смерти и с этим Святослав соглашается.
Царица Феофано в ходе пылкого любовного свидания с Иоанном Цимисхием вступает с ним в заговор на свержение императора Никифора II Фоки. Развратная Феофана испытывает отвращение к скучному мужу - аскету и фанатичному христианину. Она жаждет убить его и мечтает о провозглашении Цимисхия новым императором.
Княгиня Ольга умирает. К огромному неудовольствию знатных славян-язычников Святослав хоронит мать по христианскому обряду.
К Святославу приходит весть об активизации в Болгарии военных действий войск царя Бориса II и овладении им ранее завоёванного русами болгарского города Переяславца. Святослав решает как можно скорей вернуться с новыми силами в Болгарию и полностью разгромить войско болгарского царя.
Святослав, готовясь к возвращению в Болгарию, преодолевая склоки своих родственников, принимает решение о распределении власти на Руси: в своё отсутствие он оставляет княжить в Киеве старшего и самого любимого сына Святополка, в Полоцке среднего сына Олега, в Новгороде младшего сына Владимира.
Волхвы встречаются со Святославом и настоятельно советуют ему не оставлять на княжении в Киеве Святополка, поскольку тот слишком лояльно относится к христианам, что чревато для всех язычников, в том числе и для Святослава, негативными последствиями. Однако Святослав с доводами волхвов не соглашается и своё решение об оставлении на княжение в Киеве Святополка не отменяет.
Святослав со своей дружиной выступает из Киева в обратный путь на Болгарию. Простой народ, вышедший проводить Святослава, пытается отговорить его от этой затеи, но он не внимает народному гласу и покидает Киев.
Святослав возвращается в Болгарию и вновь овладевает городом Переяславцем. Показывается как Святослав вдохновляет яркой речью своих воинов перед штурмом Переяславца, а затем лично ведёт свою рать на штурм города и врывается в его ворота сразу за панически бегущим болгарским воинством.
Святослав покоряет Болгарию теперь уже практически всю, царя Бориса II (вместе с братом Романом) Святослав захватывает в плен (об этом за кадром рассказывает Нестор, кратко показывается сцена пленения царя Бориса II и его брата Романа Святославом).
Святослав беседует с пленённым царём Борисом II и просит того стать его союзником, с чем царь, поупрямившись, соглашается.
Царица Феофано ночью сбрасывает в окно императорского дворца верёвку для Иоанна Цимисхия и ещё нескольких заговорщиков, собравшихся пробраться во дворец с целью убийства императора Никифора II Фоки.
Иоанн Цимисхий, пробравшись с группой заговорщиков в императорский дворец, зверски убивает императора Никифора II Фоку в его собственной спальне и отрезает ему голову. В этот момент в спальню убитого императора врывается его охрана – императорские гвардейцы.
8 СЕРИЯ
Иоанн Цимисхий в императорской спальне предъявляет императорским гвардейцам отрубленную голову императора Никифора II Фоки и пытается подкупить их многочисленными обещаниями. Под влиянием слов Цимисхия, а также вбежавшей в спальню царицы Феофано гвардейцы провозглашают Цимисхия новым византийским императором.
Император Иоанн Цимисхий по-тихому отправляет царицу Феофано к её дикому неудовольствию на затерянный в Мраморном море остров Антигони в заточение в монастырь, а участвовавших вместе с ним в свержении Никофора II Фоки заговорщикам приказывает отрезать языки и вывести на городскую площадь. Там он объявляет их наглыми злодеями, виновными в смерти императора Никифора Фоки, и собственноручно убивает их прямо на глазах у простого народа.
На военном совете Святослав со старшими дружинниками обсуждает сложившуюся ситуацию - Византия в нарушение договора не торопится выплачивать русам после разгрома войска болгарского царя обещанную награду золотом. Дружинниками высказываются разные мнения по поводу решения данных проблем (в том числе весьма жёсткие), но в конечном итоге Святослав решает отправить к Цимисхию переговорщиков.
Переговорщики Святослава прибывают в Царьград к императору Иоанну Цимисхию и высказывают тому неудовольствие своего князя по поводу задержки выплаты обещанной императором Никифором Фокой награды золотом. Цимисхий отвечает, что награду Святославу пусть выплачивает тот, кто её обещал – Никифор Фока. Переговорщики говорят Цимисхию, что не гоже императору так нечестно обходиться со своим союзником. На это Цимисхий заявляет, что Святослав ему не союзник и никогда таковым не был, а потому будет лучше, если русы как можно скорей уберутся из Болгарии, а иначе он придёт к ним со своей армией сам и уничтожит всех до единого.
Переговорщики возвращаются к Святославу и излагают ему сказанное императором Иоанном Цимисхием. Святослав отправляет к Цимисхию гонца с посланием, которое фактически является официальным объявлением войны Византии. Из данного послания, в частности, следует, что не стоит императору утруждать себя дорогой к Святославу, тот сам придёт к нему в Царьград со своей ратью в 20 000 воинов (Святослав блефует, на самом деле у него имеются в наличии лишь 10 000 воинов) и захватит этот город.
Император Иоанн Цимисхий возвращает гонца обратно к Святославу уже с посланием от себя, из которого следует, что он рад встретить Святослава, но уже со своей армией численностью в 100 000 воинов.
Святослав вступает в войну с Византией (ему удаётся собрать двадцатитысячное войско, но 10 000 в ней – это болгары, добровольно поступившие к нему на военную службу). Он вторгается на византийскую территорию и, умело маневрируя, по частям разбивает один за другим разрозненные отряды византийской армии (об этом за кадром рассказывает Нестор, в течение данного короткого рассказа демонстрируется лихо скачущий в клубах пыли верхом на коне вместе с отрядом конных дружинников Святослав).
Проходит военный совет Святослава со старшими дружинниками, на котором обсуждается план решающей битвы русов с византийской армией под командованием стратилата Варды Склира близ города Адрианополя. В ходе обсуждения данного плана Святослав, отвергнув все предложения дружинников, придумывает военную хитрость, с помощью которой он рассчитывает заманить византийцев в ловушку.
В битве под Адрианополем Святослав, применив придуманную им военную хитрость, окружает и разбивает значительно превосходящую по численности византийскую армию (об этом за кадром рассказывает Нестор, демонстрируется одна относящаяся к финалу битвы сцена, в которой показывается беспощадное истребление русами попавших в окружение и яростно сопротивляющихся византийских солдат).
Святослав со своей ратью встаёт лагерем невдалеке от столицы Византийской империи Царьграда.
Император Иоанн Цимисхий проводит военный совет со своими стратилатами (полководцами). Он хочет узнать, что те думают относительно дальнейших боевых действий против русов. Стратилаты выступают за продолжение войны, но Цимисхий принимает решение во чтобы-то ни стало договориться со Святославом о мире, поскольку Византии нужна короткая передышка, только после которой она, собрав силы, сможет легко уничтожить русское войско.
В военный лагерь русов прибывает посольство императора Иоанна Цимисхия и преподносит Святославу обещанную тому ещё императором Никифором II награду золотом, которым полностью загружены две телеги. Тот, не взглянув на золото, велит дружинникам его забрать, а послов прогоняет, не желая их слушать.
Святослав проводит военный совет со старшими дружинниками и высказывает мнение о необходимости заключения мира с императором Иоанном Цимисхием. Дружинники сначала категорически возражают против этой идеи, но Святославу всё-таки удаётся убедить их в том, что иного выхода нет.
В военный лагерь русов вновь прибывает посольство византийского императора Иоанна Цимисхия и преподносит Святославу в дар оружие (целую коллекцию особо прочных булатных мечей из дамасской стали). Тот рассматривает оружие и просит передать императору слова благодарности за подарки. Послы предлагают Святославу заключить вечный мир с Византией и тот соглашается, но при условии, если император Цимисхий произведёт выплату огромной контрибуции золотом, которой должно с лихвой хватить на всех участвовавших в войне с Византией воинов Святослава, включая погибших. Помявшись, послы соглашаются с выдвинутым Святославом условием.
К гордо восседающему на коне Святославу византийские солдаты передают подвезённые ими несколько гружённых золотом телег.
В кадре вновь Нестор и инок. Уже наступила ночь. Нестор прощается с иноком, обещает тому продолжить рассказ о Святославе, намекая при этом на печальный конец истории князя-ратоборца из-за коварства Иоанна Цимисхия.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
«Последние битвы»
9 СЕРИЯ
Начало ХII века. День. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в монастырской келье сидит с гусиным пером перед летописью и задумчиво смотрит на стену. В его сознании картина прошлого – один из печенежских вождей, стоя в юрте на коленях, протягивает восседающему на троне печенежскому хану Куре золотой поднос с отрубленной головой Святослава.
В келью входит упоминавшийся выше инок и просит Нестора продолжить устный рассказ о жизни и делах князя Святослава. Нестор соглашается и возобновляет повествование.
Далее события, имевшие место в Х веке, разворачиваются как-бы сами собой и лишь изредка находящийся за кадром Нестор комментирует их.
Император Иоанн Цимисхий даёт тайное распоряжение своим стратилатам готовится к нападению на осевших в Болгарии русов и регулярно направлять разведывательные отряды в Балканские горы, через ущелья которых пролегает дорога в Болгарию, для выяснения того, контролируют ли данные ущелья русы.
Святослав останавливается со своей ратью в болгарском городе Преславе Великом, где решает оставить дружинный гарнизон (8500 дружинников) во главе со Сфенкелом. Он наказывает Сфенкелу держать под контролем находящиеся неподалёку проходы (ущелья) в Балканских горах, уважительно относиться к пребывающему в Преславе в своём дворце болгарскому царю Борису II, не трогать царскую казну, не грабить христианские церкви и не обижать болгар, после чего убывает в место постоянной дислокации своей ставки - город Доростол на Дунае.
Спустя год после заключения Святославом и Цимисхием мира группа дружинников-христиан просит Сфенкела хотя бы на период пасхальных празднеств снять боевые дозоры в ущельях Балканских гор, поскольку они хотят отметить Пасху в нормальных условиях, а византийцы как христиане никогда не посмеют начать войну в эти святые для всех христиан дни. Сфенкел, немного поупрямившись, соглашается удовлетворить данную просьбу и отдаёт соответствующее распоряжение.
Императору Иоанну Цимисхию разведка докладывает, что русы на период пасхальных празднеств убрали свои посты из ущелий Балканских гор. Данная весть очень радует Цимисхия и он решает со своей стотысячной армией внезапно напасть на русов в Болгарии именно в Пасху.
Византийская армия стоит перед входом в ущелье Балканских гор, но не решается в него войти. Солдаты громко вспоминают о византийском императоре Никифоре I, который когда-то вместе со всей своей армией был уничтожен в этом ущелье болгарами. Император Иоанн Цимисхий обращается к армии с речью, в которой уверяет, что русы не охраняют ущелья и проход через них совершенно свободен. Однако солдаты не верят своему императору и не двигаются с места. Тогда Цимисхий, положив на плечо копьё, неспешно въезжает на коне в ущелье в одиночестве. Вскоре за ним следует его личная охрана, а ещё через какое-то время и вся византийская армия.
Сфенкел со своей малочисленной дружиной проводит учения в поле возле города Преслава Великого. Неожиданно на горизонте появляется огромная византийская армия. Сфенкел ставит дружинников в боевой строй. Византийская армия останавливается перед маленьким отрядом Сфенкела. Император Иоанн Цимисхий обращается к дружинникам с призывом сдаться и избежать неминуемой в противном случае гибели. В ответ Сфенкел ведёт свой отряд в атаку на армию императора. Завязывается жаркий бой. Силы несопоставимы и Сфенкел вынужден отдать дружинникам приказ отступать за крепостные стены Преслава.
Ведётся яростной бой на крепостной стене Преслава Великого. На каждого руса наседает несколько византийцев. Сфенкелу не остаётся ничего другого, как отдать дружинникам приказ оставить крепостные стены и отступить во внутреннюю цитадель Преслава.
Византийская армия стоит перед воротами внутренней цитадели Преслава Великого. Как ни странно, но ворота открыты. Византийские солдаты, не заметив подвоха, бросаются в ворота и попадают в ловушку – в маленьком пространстве несколько десятков дружинников уничтожают ворвавшихся внутрь цитадели солдат.
Император Иоанн Цимисхий призывает русов, держащих оборону во внутренней цитадели Преслава Великого, сложить оружие и уходить кто куда хочет, но получает отказ. Тогда Иоанн Цимисхий приказывает поджечь цитадель.
Внутренняя цитадель Преслава объята огнём. Находящиеся в ней русы во главе со Сфенкелом начинают задыхаться от дыма. Сфенкел решает идти со своими дружинниками на прорыв вражеского окружения.
Сфенкел и его дружина (её остатки) выбегают из горящей внутренней цитадели и вступают в неравный бой с византийской армией. Натиск русов настолько яростен, что им (в том числе и Сфенкелу) удаётся оружием пробить себе путь, вырваться из захваченного византийцами Преслава Великого и уйти в Доростол к Святославу.
Император Иоанн Цимисхий встречается с болгарским царём Борисом II, находящемся в Преславе Великим. С последним он говорит внешне приветливо и даже называет того царём, но из действий и слов Цимисхия можно понять, что Борис уже фактически не царь (он высокомерно похлопывает Бориса по плечу, говорит, что забирает себе его царскую казну, так как она понадобится для борьбы с их общим врагом – Святославом, а его ставит на содержание Византийской империи и т.д.).
Византийские солдаты врываются болгарскую христианскую церковь и приступают к беззастенчивому её грабежу. Настоятель церкви пытается словесно образумить солдат и призывает их прекратить свои кощунственные действия.
10 СЕРИЯ
Несмотря на протесты настоятеля церкви византийские солдаты продолжают грабить церковь. Возмущённый настоятель начинает отталкивать солдат от драгоценностей храма. Тогда солдаты жестоко убивают его и как ни в чём не бывало возобновляют грабёж.
Византийские солдаты врываются в дома рядовых болгар и грабят их, сопротивляющихся мужчин убивают, болгарских женщин насилуют, а особо понравившихся забирают себе в рабство.
Император Иоанн Цимисхий в назидание царю Борису II, чтобы тот вдруг не вздумал ему перечить, отдаёт приказ кастрировать младшего брата последнего – Романа, также находящегося в Преславе Великом.
Византийские солдаты врываются в дворец к царю Борису II, хватают его брата Романа и на глазах царя Бориса II кастрируют.
Прибывший в Доростол Сфенкел докладывает ситуацию Святославу. Последний ругает Сфенкела за то, что тот допустил беспрепятственный проход византийской армии через Балканские горы, но, учитывая геройство Сфенкела при обороне Преслава Великого, решает его не наказывать. Тут же Святослав приказывает отправить в болгарские города гонцов с требованием к болгарской знати явиться со своими вооружёнными отрядами под его знамена для борьбы с византийской армией.
Гонец Святослава встречается в городе Переяславце с болгарской знатью и передаёт упомянутое выше требование князя. Однако знать отказывается выполнять его, поскольку не верит в победу Святослава. Более того, знать решает направить к императору Иоанну Цимисхию делегацию с заявлением о своей полной покорности и безоговорочной сдачи ему всех своих укреплений.
Святослав и его старшие дружинники на военном совете в Доростоле обсуждают сложившуюся ситуацию. Воевода Свенельд предлагает уйти на ладьях из Болгарии по Дунаю, пока к Доростолу не подошли византийские огненосные суда и не перекрыли реку. Однако данная идея не получает поддержки Святослава и остальных дружинников, которые решают выдвинуться навстречу армии императора Иоанна Цимисхия и дать генеральное сражение.
Идёт генеральное сражение между десятитысячным войском Святослава и стотысячной армией императора Иоанна Цимисхия. Оно чуть не заканчивается поражением византийцев, однако Цимисхий бросает в бой последний резерв – тяжёлую конницу (во время атаки он скачет на коне за её рядами, поднимая дух своих воинов). Она сминает строй русов и Святослав приказывает дружинникам отступить в Доростол.
Византийская армия встаёт лагерем возле Доростола и берёт его в осаду.
Святославу докладывают о пресечении попытки группы болгар открыть византийцам ворота Доростола. К Святославу приводят этих болгар. Под угрозой пыток они сознаются, что действовали по заданию местной болгарской знати, заявляют о готовности назвать конкретные имена и своём раскаянии в содеянном. Святослав приказывает сознавшихся после их допроса казнить за их покаяние лёгкой смертью – утопить в Дунае.
Святослав публично судит представителей городской болгарской знати (их несколько десятков), замешанной в заговоре. Заговорщики все как один признают себя виновными, каются и молят князя о лёгкой смерти. Однако Святослав отвечает им, что у знати и смерть должна быть знатная, после чего приказывает посадить их всех на кол. Далее заговорщиков показывают уже на кольях.
Святослав решается на новое генеральное сражение. Его войско выходит из ворот Доростола, строится в боевые порядки и атакует византийскую армию. Атаку русов возглавляет Сфенкел. Разгорается ожесточённый бой и русы начинают теснить византийцев. Однако император Иоанн Цимисхий приказывает своей личной охране («бессмертным») оставить его и обойти русов с флангов, чтобы взять их в кольцо. «Бессмертным» удаётся прорваться в тыл русской рати и начать смыкать кольцо. Видя это, Святослав приказывает дружинникам отступить и вновь уйти за стены Доростола. В этом сражении погибает Сфенкел (его тело остаётся лежать на поле боя).
В Доростоле уже почти закончились продукты питания. Для пополнения продовольственных запасов Святослав решает совершить вылазку за пределы осажденного города по реке (что чрезвычайно опасно, поскольку Дунай уже перекрыт подошедшими к Доростолу византийскими огненосными судами). На лодках в ночной темноте он вместе с небольшим отрядом дружинников проплывает мимо византийских судов, высаживается в тылу византийской армии, добывает продовольствие, после чего благополучно возвращается в Доростол (византийцы замечают вылазку слишком поздно и им не удаётся её пресечь).
Византийцы подтягивают к Доростолу камнемётные орудия, чтобы обстреливать ими крепостные стены города.
11 СЕРИЯ
Византийцы начинают с помощью камнемётных орудий обстреливать камнями Доростол, создавая большие проблемы его защитникам.
Святослав в ночное время вместе с небольшим отрядом дружинников осуществляет вылазку за стены Доростола, уничтожает камнемётные орудия и убивает приближенного императора Иоанна Цимисхия – магистра Иоанна Куркуаса.
Святослав снова хочет провести генеральное сражение. Но количество имеющихся в его распоряжении воинов после прошедших боев существенно снизилось (напротив, византийская армия не уменьшается, так как несмотря на большие потери постоянно получает подкрепления). Святославу вызываются помочь в предстоящей битве болгарские жёны русов, которыми те успели обзавестись в период пребывания в Болгарии. Святослав приказывает выдать этим отважным женщинам доспехи с оружием и обучить их азам боевого искусства.
Проходит генеральное сражение. Войско Святослава атакует византийцев клином. Атаку возглавляет второй после Святослава человек в его дружине – варяг Икмор (он имеет огромный рост и неимоверную силу). Икмор стоит с закинутым за спиной круглым щитом в самом острие клина и двуручным боевым топором прорубает себе кровавую дорогу в рядах византийских солдат. Вместе с воинами Святослава отчаянно сражаются их жёны. Русская рать успешно теснит византийцев и уже находится вблизи шатра императора Иоанна Цимисхия. Последнего «бессмертные» пытаются увести в тыл, но тот, пренебрегая опасностью, отталкивает их от себя и продолжает руководить боем. Неожиданно к Икмору прорывается на коне Анемас (телохранитель Цимисхия). Он одним ловким ударом меча отрубает Икмору руку и голову. Это производит крайне удручающее впечатление на русов. Их клин останавливается, а затем под натиском византийцев начинает откатываться назад (тело Икмора русы уносят с собой). Святослав отдаёт своей рати приказ возвращаться за стены Доростола.
После окончания сражения император Иоанн Цимисхий осматривает поле битвы и с удивлением обнаруживает среди погибших множество женщин в доспехах и с оружием в руках.
Святослав по языческому обряду хоронит Икмора и проводит по нему, а также по другим павшим дружинникам тризну, в ходе которых приносятся ритуальные жертвоприношения - убивается много пленных византийцев и женщин-рабынь.
Византийцы ночью смотрят на Доростол и видят в небе отблески погребальных костров, а также доносящиеся из-за стен многочисленные женские завывания, от которых у них леденеет в жилах кровь.
Святослав вновь решает дать генеральное сражение. Он обращается с пламенной речью к своим воинам и объясняет им необходимость, не взирая на огромный численный перевес византийцев, во чтобы то ни стало разгромить их в этом сражении.
Проходит генеральное сражение (численность русов – 5 000, византийцев – 100 000). Атаку русов возглавляет сам Святослав. Русы с разбега врезаются в занявший оборону строй византийских солдат. Разгорается ранее невиданная византийцами по жестокости сеча. В ужасе византийцы начинают отступать. Святослава пытается убить прорвавшийся к нему Анемас. Однако последнему удаётся лишь сломать Святославу ключицу, после чего самого Анемаса дружинники изрубают в куски. Раненый Святослав продолжает участвовать в бое, но из-за ранения уже верхом на коне. Императора Иоанна Цимисхия охватывает волнение, он всерьёз опасается разгрома своей армии и чтобы предотвратить его во время короткого перерыва в битве отправляет к Святославу парламентёра с предложением решить её исход поединком между ними. Однако раненый Святослав в дерзкой (и даже оскорбительной) форме отказывается от поединка и сражение возобновляется. Цимисхий с копьём в руке лично ведёт «бессмертных» в атаку и дерётся как рядовой солдат. Тоже самое делает и Святослав. Неожиданно поднимается пыльная буря. Она идёт на русов и слепит их. Византийцы, воспользовавшись этим обстоятельством, переходят в контратаку. Ослеплённые пылью русы вынуждены отступать. В Святослава вонзается несколько вражеских стрел и он падает с коня. Потерявшего сознание Святослава подхватывают дружинники и уносят за стены Доростола, туда же уходит и вся остальная русская рать.
Святослав проводит военный совет со старшими дружинниками. Те говорят Святославу, что для сражения с византийцами вне стен Доростола сил уже не имеется, но ещё есть возможность достаточно длительное время выдерживать осаду города-крепости. В ответ Святослав объявляет дружинникам, что пассивная оборона в осажденном Доростоле - путь к их неминуемому и полному поражению, а потому пока катастрофичность положения русской рати для императора Иоанна Цимисхия не стала столь очевидной необходимо вступить с ним в переговоры о заключении мира.
Император Иоанн Цимисхий обсуждает со стратилатами предложение Святослава о начале мирных переговоров. Сам Цимисхий считает, что в таких переговорах острой нужды нет, однако стратилаты, ссылаясь на большие потери византийской армии и всё возрастающее недовольство этим византийских солдат, убеждают его в необходимости заключения скорейшего мира с русами.
Святослав на лодке приплывает на встречу с императором Иоанном Цимисхием. В ходе встречи Святослав разговаривает с Цимисхием, сидя в лодке (то есть не почтив того вставанием), в то время как сам Цимисхий беседует с ним, стоя на берегу. Немного поспорив, Святослав и Цимисхий приходят к соглашению о том, что Цимисхий выплачивает русам разовую дань золотом, обеспечивает их продовольствием на три месяца, а Святослав со своей ратью и со всей полученной в Болгарии добычей беспрепятственно возвращается на Русь.
Император Иоанн Цимисхий тайно направляет в приднепровские степи послов к печенегам с целью подговорить последних напасть на Святослава и его рать по пути на Русь, когда те в районе днепровских порогов будут перетаскивать свои ладьи по суше.
Византийские послы встречаются с печенежским ханом Курей. От имени императора Иоанна Цимисхия они советуют Куре напасть на ослабленную рать Святослава и завладеть её огромной добычей. Куря сначала колеблется, но затем, согласившись с аргументами послов, обещает им последовать совету императора.
12 СЕРИЯ
Святослав и его войско готовятся к уходу из Болгарии. Неожиданно к Святославу являются дружинники-язычники и заявляют, что предсказание киевского волхва сбывается – неудача в болгарской военной кампании постигла русов из-за наличия в их рати дружинников-христиан. Во избежание дальнейших неприятностей дружинники-язычники требуют от Святослава расправиться со всеми дружинниками-христианами. Святослав поначалу возражает против данной идеи, однако дружинники-язычники проявляют настойчивость и им всё-таки удаётся склонить его к их точке зрения. В итоге Святослав объявляет, что устроит над дружинниками-христианами справедливый княжеский суд.
На пустыре близ Доростола проходит княжеский суд над дружинниками-христианами (их несколько десятков). Пустырь окружен дружинниками-язычниками (их около тысячи). Дружинники-христиане каются в том, что уговорили Сфенкела снять боевые дозоры в ущельях Балканских гор. Святослав спрашивает дружинников-язычников какое наказание заслуживают дружинники-христиане. Те требуют смертной казни. Святослав советует дружинникам-христианам отречься от Христа – и этим спасти свою жизнь. Некоторые из них (всего несколько человек) действительно отрекаются от христианской веры и получают за то княжеское прощение, но остальные отказываются следовать совету князя. Разозлённый твёрдостью дружинников-христиан Святослав приказывает казнить их. Сразу же начинается суровая казнь. Дружинники-христиане встречают её стойко, чем ещё более выводят из себя Святослава и он объявляет, что по возвращению в Киев истребит всех тамошних христиан и разрушит все христианские храмы.
Разведка доносит Святославу, что по дороге домой на него и его рать в районе днепровских порогов собираются напасть печенеги.
Святослав осенью прибывает на ладьях со своей ратью на берег днепровского устья и там встаёт лагерем.
Воевода Свенельд советует Святославу оставить рать и с небольшим отрядом отправиться за военной помощью в Киев на конях по степи. Однако Святослав, не желая оставлять без своего руководства в трудной ситуации дружину, а также бросать увезённую из Болгарии богатую добычу и являться в Киев с пустыми руками, решает зазимовать на берегу днепровского устья, в ожидании помощи из Киева, за которой он отправляет в Киев конный отряд во главе с дружинником Агнием.
Конный отряд во главе с Агнием прибывает в Киев. Агний встречается со Святополком и передаёт тому приказ Святослава направить киевскую дружину в устье Днепра. Святополк тут же в присутствии Агния отдаёт распоряжение о сборе киевской дружины для отправки её в подмогу Святославу.
Святослав беседует по душам со Свенельдом. Последнему он рассказывает, что к нему в ночных снах являются казнённые по его приговору дружинники-христиане и корят его, от чего он сильно страдает. Также Святослав говорит, что в тех же снах он пообещал дружинникам-христианам не допустить никаких гонений христиан в Киеве и что он действительно намерен сдержать это обещание.
Агний, отмечая своё возвращение домой, сообщает на пирушке родичам и друзьям, что Святослав после возвращения в Киев планирует устроить жестокие гонения христиан.
Состоятельные киевские христиане приходят на аудиенцию к Святополку. Напуганные вестью о планируемой Святославом расправе над христианами они просят Святополка не отправлять киевскую дружину на помощь возвращающейся из Болгарии русской рати. Они объясняют Святополку (тому 19 лет), что возвращение Святослава в Киев не выгодно самому Святополку, поскольку он тогда полностью лишится власти. Святополк, выслушав просителей, отпускает их, после чего, посоветовавшись с приближёнными к нему боярами, решает оставить отца без помощи, а свой приказ о подготовке киевской дружины к походу отменяет.
К печенежскому хану Куре обращаются вожди подвластных ему печенежских племён и требуют не ждать пока Святослав со своими дружинниками покинет свой лагерь и приступит к преодолению днепровских порогов, а напасть на русов немедленно, так как в противном случае к Святославу может успеть подойти военная помощь из Киева и богатой добычи печенегам не видать. Хан объясняет вождям, что атаковать Святослава в укреплённом лагере очень опасно. Однако охваченные алчностью вожди стоят на своем и уговаривают хана рискнуть. Хан обещает вождям подумать над их предложением.
К Святополку приходит его воевода Блуд и рекомендует отправить к печенегам тайного гонца с известием о том, что киевская дружина не пойдёт выручать Святослава. Святополк колеблется, но в конце концов, поддавшись уговорам Блуда, отдаёт распоряжение направить такого гонца.
Печенежский хан Куря в присутствии печенежских вождей выслушивает прибывшего к нему от Святополка тайного гонца. Тот излагает устное послание Святополка о том, что военной помощи из Киева Святослав не дождётся. Вожди не верят посланию и убеждают хана, что оно является какой-то хитростью русов. Тогда хан начинает пугать гонца казнью, если тот не расскажет о проводимых в Киеве военных приготовлениях. Гонец, несмотря на угрозы в свой адрес отрицает наличие таких приготовлений. В конце концов гонцу, так ничего и не сообщившему о подготовке Святополка к военному походу, перерезают горло. После этого Куря заявляет вождям, что никаких оснований не доверять посланию Святополка нет, а потому надо терпеливо ждать того момента, когда Святослав покинет лагерь и подойдёт со всей своей добычей на ладьях к днепровским порогам. Вожди нехотя соглашаются с ханом.
Проходит зима. Дружинники голодают – запасы продовольствия в их лагере практически закончилось (уже забили и съели всех коней), а помощи из Киева по-прежнему нет. Святослав решает рискнуть и отправиться в Киев по Днепру на ладьях.
Немногочисленная рать Святослава находится на днепровских порогах. Чтобы преодолеть их, Святослав выставляет на берегу цепь боевого охранения, а ладьи приказывает перетаскивать по суше волоком. Первая ладья, в которой находится воевода Свенельд, перетащена и спущена на воду. В этот момент происходит нападение орды печенегов. Те во многих местах прорывают оцепление дружинников и приступают к уничтожению всех остальных русов. Святослав с небольшим отрядом мужественно сражается и пытается пробиться к ладье Свенельда. Однако Свенельд, понимая, что ожидание Святослава неминуемо обернётся его собственной смертью, отчаливает от берега и уплывает. Святослав с дружинниками пробивается к тому месту, где должна была находиться ладья Свенельда, но не обнаруживает её там и в этот миг осознаёт неизбежность своей гибели. Святослав призывает дружинников отдать свои жизни как можно дороже и с честью умереть с оружием в руках. Какое-то время яростная схватка с печенегами продолжается, но заканчивается она тем, что на землю падает пробитый горящими печенежскими стрелами княжеский стяг, все дружинники и сам Святослав погибают.
Восседающий в юрте на троне печенежский хан Куря принимает от одного из печенежских вождей золотой поднос с отрубленной головой Святослава. Он несколько мгновений смотрит на неё, а затем приказывает слугам изготовить из черепа Святослава окованную золотом чашу.
Находящийся за кадром Нестор завершает свое повествование коротким рассказом о том, как дальше использовалась упомянутая выше чаша и какие произошли события после смерти Святослава (о полном уничтожении Цимисхием болгарской государственности, о его отравлении и смерти, о дальнейшей судьбе воеводы Свенельда и князя Ярополка, в том числе о предательстве князя Ярополка воеводой Блудом, о крещении Руси сыном Святослава князем Владимиром). Данный рассказ сопровождается соответствующими художественными сценами.
В кадре вновь Нестор и инок. Уже наступила ночь. Нестор прощается с иноком и произносит короткую патриотическую речь.
КОНЕЦ